Страница сайта Телкова М.В. © 2002-

Продолжение: "Моя родина - Рязанская Земля" (стр. № 3 из 3-х : "Скопин и скопинцы").

Город Скопин и скопинцы
Исторический Герб г.Скопина, 
утвержденный императрицей Екатериной Великой в 1779 году. 
Верхнее поле - княжеская шапка и меч, 
скрещенный с ножнами, общее для всех Рязанских городов; 
оно отмечает боевое прошлое Земли 
Рязанской как щита России перед Степью. На нижнем поле - птица скопа, 
а скопье - сокол по древнеславянски, здесь ее так изобразил придворный 
художник XVIII века Современный Герб г.Скопина, 
созданный Михаилом Шелковенко по мотивам Герба города 1779 года

			На родине

		Я снова здесь: поля, луга, леса,
		Заводы, дачки, бедные селенья...
		Прислушаюсь и слышу голоса
		Давно забытых детских впечатлений!
		
		Здесь каждый куст расскажет о былом, -
		Тропинка в лес - и вон - дорога в школу... 
		Мой бедный, сильно постаревший дом,
		Меня ты вспомнишь юным и веселым?
		
		Увы, увы! Житейский ураган! -
		Оставив дом, я странствовал по свету,-
		И счастлив был, и беды испытал,
		И уж ясны мне осени приметы...
		
		И вот я здесь: как много утекло! -
		Здесь жизнь иная нынче, но при этом, -
		Я ей не чужд; мне грустно и светло,
		И так спокойно, как нигде на свете!
		

           

Рязанский городок Скопин (с современным населением около 27 тыс. человек) - город моего детства и юности. Здесь же и мои корни - в окрестных селах родились и родители и деды... Я наезжаю сюда довольно часто. 23 июня 2002 года, относительно недавний мой приезд, который совпал с празднованием Дня Города Скопина (формально Скопину исполнилось 405 лет, т.к. первое из обнаруженных в летописях упоминание о Скопине датируется 1597 годом), я сделал кое-какие фотографии, которые и хочу представить на этом сайте.

Однако, содержание этой web-странички не ограничивается Днем города 23 июня 2002 года; по мере возможности и времени, автор сайта пополняет содержание странички постоянно...

А попутно я расскажу об истории нашего города (правильное ударение, кстати, на втором слоге: СкопИн), знаменитых скопинцах и о многом другом, с этим связанном непосредственно. Здесь опубликована гипотеза о происхождении названия города Скопин и его вероятных очень древних корнях.

Скопин. Перед началом праздника





Скопин. Так выглядела площадь у Дворца Культуры перед началом праздника.
Скопин. Карнавал



Скопин. День Города начался с карнавального шествия молодых людей.
Скопин. Празднование Дня Города





Празднование Дня Города началось!
Маркина Анна Евстигнеевна.



Маркина Анна Евстигнеевна, мастер и знаток русского народного костюма из села Березняги Скопинского района, в праздничной народной одежде.





Участницы фольклорного ансамбля.





Участницы фольклорного ансамбля из поселка Октябрьский Скопинского района.
Продажа изделий художественной керамики.
      Продажа изделий художественной керамики.
      Как известно, Скопинская художественная керамика - уникальный и очень своеобразный русский народный промысел, история которого насчитывает по крайней мере 400 лет. Образцы скопинской керамики можно встретить и в Русском музее и в столичных салонах, многократно и с успехом они экспонировались за границей: в Париже и др. На сайте фабрики Cкопинской художественной керамики: http://www.skopinker.narod.ru можно познакомиться с лучшими произведениями современных авторов.
Фонтан.





Вновь после многих лет молчания ожил фонтан перед Дворцом культуры.
Скопин. Улица им. Ленина, до революции - Соборная.





Скопин. Улица им. Ленина, до революции - Соборная.
Улица им. Ленина. Бывшая Соборная улица





Скопин. Улица им. Ленина, до революции - Соборная.
Скопин. Здание исторического музея.

      Скопинский исторический музей, располагается в бывшем доме купца Власова, стоящем на пересечении улиц им. Ленина и Карла Маркса, до революции - Соборная и Троицкая, соответственно.

     

В музее представлены народные костюмы, изделия Скопинской художественной керамики, материалы по истории родного края, археологические и геологические находки. Значительная часть экспонатов, особенно приобретенная в недавнее время, является дарами местных жителей - любителей истории и старины.
     Переход на фотоальбом с экспонатами Скопинского исторического музея (нажать левой кнопкой).
     В здании музея проводятся тематические встречи и творческие вечера участников местного поэтического содружества.

      Известно, что Скопин в письменных источниках (платежных книгах г.Ряжска по Пехлецкому стану) впервые упоминается в 1595-1597 гг. - 1597 год и принят теперь за формальную дату основания нашего города.
      Однако, в Новгородской Первой летописи, датируемой XIV-XV вв., в "Списке Русских городов дальних и ближних", создание которого датируется историком В.Н.Тихомировым между 1387-1392 годами, среди городов Рязанской Земли вслед за городами Михайлов, Вердерев (ныне с.Вердерево) (расположенными, как известно, близ города Скопина) упоминается и город Ломихвост (см. Рязанская энциклопедия, стр. 308)... (А меж тем птицу скопу, от которой, вероятно, и происходит название нашего города Скопин, иначе диалектно называли ломихвостом, за то, что при атаке на рыбу над водой она резко тормозит и ее хвост при торможении визуально "ломается". Так что весьма вероятно, что летописец просто запамятовал слово "Скопин", трудное и для нынешних россиян, которые, как правило, ударение в названии города неверно ставят на первом слоге, и записал его как "Ломихвост"). Так что весьма вероятно, что в этом списке идет речь именно о г.Скопине (см. В.А.Соболев и др.)... В этом случае надо признать, что город Скопин на самом деле значительно старше, чем принято считать: Гипотеза о происхождении названия города Скопин и его вероятных корнях.

      Как свидетельствуют археологические исследования, укрепленное поселение ("Лихарево городище") близ нашего города существовало уже в XII веке (5 км выше по р.Верде, на ее левом берегу). Чуть дальше, на реке Проне, существуют Маклаковские курганы со славянскими захоронениями IX века. Там же было и укрепленное валами, окруженное с трех сторон рекой Проней, городище славян (это место сейчас называется "Журавлиный Луг" - там и по сю пору останавливаются журавли).
      В летописях сохранились упоминания о старинных городах Печерники и Вердерев, которые сейчас являются сравнительно близкими к Скопину селами. Под Печерниками было крупное сражение с татарами; владельцами с.Вердерево был известный род дворян Вердеревских. Рядом со Скопином расположены старинные села Секирино, Побединка, Чулково, Вослебово, Дмитриево, Княжое, Князево, Стрелецкая дубрава - названия которых напоминают о старинных сечах, прославленных в русской истории витязях и князьях, о русских порубежниках, в течение столетий оборонявших рубежи России от нашествий из Степи.
      На территории района обнаружены и стоянки доисторических охотников каменного века, найдены их каменные топорища, скребки, наконечники стрел...

    На этом сайте довольно подробно описана история города Скопина http://www.library.ryazan.su:8101/goroda/skopin.htm , а также на этом сайте http://library.ryazan.su/modules.php?name=News1&tmpl_file1=gorod4.html к чему я хотел бы добавить, что южная часть территории района лежит в местности, известной с XII века на Руси как Половецкое Поле. Скопин был заложен как укрепленный форпост перед Степью для обороны от нашествий кочевников. И как опорная крепость, Скопинский острожок, в свое время входил в состав Ряжско-Рановской засеки, которая тянулась далее вплоть до г.Шацка и составляла в длину более 300 км. Дмитриевский монастырь, расположенный на самом высоком холме Скопинского района и защищаемый с юга рекой Вердой и ее болотистой поймой, был одним из важных ее опорных пунктов. Близ нашего города засечная черта проходила по Козьему болоту, рекам Верда, Быстрик, Песоченка, по балкам у села Вослебово (или, как раньше писали, - Вослеба)...
      В XVI-XVII вв. город Скопин был окружен деревянной стеной с башнями, пушками, запасом "огненного боя".
      Засечных черт на Руси было несколько. Это были сложные сооружения, по линии которых в лесах создавали завалы из деревьев, а на безлесных участках, - устраивали валы, рвы, палисады; мастерски использовали природные препятствия - реки, балки, болота и т.п. Эти искуственные и усиленные естественные препятствия задерживали отряды степняков, часто нападавших внезапно, "изгоном", и пограбив, так же молниеносно с пленниками и добычей утекавших в Степь.
     В ключевых местах засечных черт обычно ставили города и крепости-"острожкИ", с конными гарнизонами порубежников, охранявших границу.
(Кстати: разведением необходимых для кавалерии породистых коней занимался один из старейших в России - Скопинский конный завод, который явился родоначальником многих российских конных заводов. Н.И.Костомаров в "Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" упоминает о скопинском конном заводе под 1731 годом, в связи с нововведениями императрицы Анны Иоанновны, однако, по некоторым источникам он был основан еще в 17-ом веке и, очевидно, не на пустом месте, ибо Рязанская Земля когда-то славилась по Руси своими конями и конными заводами. Герб Рязани с Государственной 
печати Ивана Грозного

Так, на Рязанской печати времен независимого Рязанского княжества был изображен конь. Этот же символ Рязанского княжества был перенесен и на большую государственную печать Ивана Грозного с символическими изображениями всех русских земель, объединенных в Московском государстве).

     Для охраны русских рубежей в старину в окрестности нашего города переселялись стрельцы, что отразилось в названиях близлежащих сел: Стрелецкая Дубрава, Стрелецкое и др. (Очень интересен и знаменателен факт: из сравнительно небольшого села Стрелецкая Дубрава Скопинского района вышли два Героя Советского Союза: яркое свидетельство связи времен и генетической предрасположенности быть воином и защитником Родины!).
Многочисленным в Скопинском районе еще и в XIX веке было сословие однодворцев, - потомков военного сословия порубежников, основным занятием которых была защита границ Руси.

Поэтому издревле наш город силен духом и традициями защиты Родины.

      В годы Отечественной войны 1812 года в Скопинском уезде создавался третий пеший казачий полк (2400 человек) и ополчение (655 человек). Возглавлял ополчение уездный предводитель дворян Михаил Лихарев и подпоручик Воинов. В составе Рязанского ополчения скопинцы прошли всю Европу.

      В японской войне 1903-1905 гг. приняло участие около трех тысяч скопинцев. Большая часть из них покоится под Ляояном...

      В 1914-1918 гг. только призыв запасных и ратников по Скопинскому уезду составил девять тысяч человек.

      В 1941-1945 годах уже 26518 скопинцев и жителей нашего района (практически каждый взрослый мужчина) воевали на фронтах Великой Отечественной...
      14 тысяч наших воинов остались на полях сражений.
      30 скопинцев стали Героями Советского Союза (в том числе женщина-летчик (!) А.Ф.Акимова из с.Петрушино Скопинского района), 6 - полными кавалерами ордена Славы! (В.Егоров "Скопин - Осень 1941 Года", изд. "Пресса", Рязань, 2001)

1 Герой Советского Союза или Полный Кавалер ордена Славы приходится на каждые 717 воевавших скопинцев !
Скопин- город ГЕРОЕВ! Предмет особой гордости местных жителей!

      Это необыкновенно высокое соотношение! Насколько мне известно - это самое высокое отношение Героев к общему числу участников Великой Отечественной войны из какой-либо местности по всей территории Советского Союза. Во всяком случае это яркое свидетельство исключительного мужества, бесстрашия и воинского мастерства, с которыми наши земляки сражались за Родину!

     А Рязанская область, родившая и воспитавшая 324 Героя СССР и 61 Полного Кавалера ордена Славы, несомненно находится на первом месте среди ВСЕХ областей, краев (и большей части республик) бывшего СССР!

      Около 3-х дней был г.Скопин в немецкой оккупации.

      Немецкие войска завладели Скопином всего на три дня, но и этот малый срок они отметили грабежами, насилиями и убийствами мирных жителей.

      Первая атака немцев на город, 24 ноября 1941 года, была отбита силами отряда истребительного батальона (в котором было всего около 120 человек), сформированного из жителей города. Заблаговременно был создан и скопинский партизанский отряд, в количестве 45 человек, который должен был начать действовать в тылу у немцев. Однако, фашисты не стали ожидать действий партизан, а начали терроризировать мирных жителей заранее.

      Захватив город после многочасового боя 25 ноября 1941 года силой до 500-1000 человек (30 автомашин с пехотой), при поддержке 4 танков, 3 танкеток, 6 бронемашин и 80 мотоциклистов (см. В.А.Соболев и др.), и узнав, что их отбросили накануне и в течение шести часов в этот день оказывали упорное сопротивление не регулярные военные части, а силы ополченцев (120 человек!), фашисты стали ловить и расстреливать всех, кто мог быть причастен к партизанам. Стреляли они от злости и в совершенно невинных, посторонних мирных жителей, случайно оказавшихся на улице в это время, при этом были убиты несовершеннолетние дети...

      Фашисты разрушили и сожгли 23 дома в г.Скопине, разграбили склады и магазины, насиловали женщин (хоть это по понятным причинам и не афишировалось их жертвами, есть тому свидетельства ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ), отбирали скот у крестьян окрестных сел, жгли дома председателей колхозов и активистов, выискивали и расстреливали комсомольцев, сожгли здания нескольких сельских школ.
      Фашисты расстреляли 26 скопинцев и 9 человек иногородних; большей частью это были случайно попавшиеся им под руки люди: трактористы, крестьяне, рядовые горожане либо заподозренные в том, что были партизанами, либо просто задержанные во время комендантского часа. Основаниями для обвинений в принадлежности к партизанам были якобы запах пороха, найденный в кармане пустой патрон и подобный же вздор.
Семерых скопинцев фашисты сразу взяли в заложники с тем, чтобы расстрелять, если в городе погибнет от рук партизан хоть один оккупант.

      Воспоминания очевидцев и соответствующие документы приведены в книге В.Н.Егорова "Скопин - осень 1941 года", Изд. Пресса, 2001 г.

  • Здесь я хочу сделать пространное отступление от темы (а затем вернусь к Скопину).

          Я пишу так подробно о немецкой аккупации потому, что сам не раз встречал в западных англоязычных исторических исследованиях (даже и 1990-х годов) о Второй мировой войне намеренное подчеркивание негативных черт советской оккупации и прямо-таки ужаса, который испытывало немецкое население перед вступлением Красной Армии в Германию в 1945 году. Причем мирное немецкое население в таких книгах изображалось безусловно страдающей стороной, и чуть ли не безвинно. И признаться, меня таковое их изображение, как бы сказать помягче - возмущало.
    Впрочем, понять их ужас вполне возможно, ведь немцы знали, что они натворили в СССР во время военных действий и за время своей оккупации, знали как они истребляли наших пленных, как эксплуатировали миллионы рабов, часто несовершеннолетних, угнанных в Германию из СССР... Естественно, они опасались заслуженной мести!
    Так, известно, что к советским военнопленным немцы относились c особенным зверством. Согласно советским архивам, за время войны в плену оказалось 5,7 млн наших солдат, из них уцелело лишь 1,7 млн - так что 4.0 млн (70 (семьдесят) % !) были немцами замучены и уничтожены (правда, немецкие ученые-историки признают гибель лишь(!!!) 3,3 млн наших пленных).
    Для скорейшего уничтожения наших пленных солдат были разработаны специальные директивы немецкого командования. В директиве Вермахта "Указания по обращению с политическими комиссарами", изданной за 30 дней до начала войны, в частности, предлагалось "уничтожать всех русских пленных, которые из-за ранений, болезней или истощения непригодны уже для использования на работах"... Там же говорилось: "Снабжение питания военнопленных является ненужной гуманностью"...
    Для сравнения: в советском плену за время войны оказалось 2,350 млн немецких солдат, из них не вернулось в Германию 450 тыс. (то-есть умерло 20 (двадцать) %), причем кормили бывших немецких вояк у нас по фронтовым рационам наших собственных солдат (!!!) (Из широко доступных источников см., например, публикацию Е.Маетной "Последние жертвы третьего рейха" в газете "Московский комсомолец" за 10 апреля 2003, стр. 3).
    Пленных коммунистов немцы расстреливали сразу, офицеров - старались расстрелять под любым предлогом уже на пересыльных этапах, да и в лагерях все было направлено на скорейшее уничтожение наших пленных солдат - наших, в отличие от западников, кормили только "чаем" из брюквы и баландой из жидких отрубей с древесными опилками, с редкими вкраплениями картофельных очисток и ботвы от брюквы; на советских военнопленных как на животных немецкие врачи ставили эксперименты - все это я знаю из личных рассказов моего тестя-фронтовика, проведшего в немецком плену 1,5 года: при освобождении нашими войсками их "шталага" (лагерь военнопленных), при росте 1 м 82 см - он весил 38 (тридцать восемь) кг (!!!). Он легко мог сомкнуть пальцы двух рук вокруг талии или точнее говоря - своего позвоночника с присохшей к нему кожей, и ходить уже не мог...
    На моем тесте, как и на многих других советских военнопленных, немецкие "врачи" ставили эксперименты - заставляя глотать какие-то микстуры, от которых поднимался страшный жар, начинались такие сильные судороги, что от них "испытуемых" (подопытных!) подбрасывало см на 20 над нарами. Военнопленные гибли от таких экспериментов пратически на 100%. Разумеется, фашисты не сообщали им какие опыты они проводят над ними. Мой тесть рассказывал, что пленных заставляли выпивать разные микстуры, и бесцветные и такие, от которых зубы окрашивались в красный цвет; были у немцев и такие смертельные пилюли, что уцелеть можно было только обманув "врачей" - не проглотив и тайно выплюнув эти пилюли...
    Теперь известно, что в немецком плену немцами было замучено и убито 70 (семьдесят) % плененных советских солдат (вероятность погибнуть в немецком плену для наших солдат была выше, чем на передовой на фронте!). Но также известно, что гибель за время немецкого пленения англичан, французов, американцев - не превысила 5 (пять)%! Вот таково было дифференцированное отношение немцев к пленным!
    Однако, тем не менее, (а может быть даже и неудивительно в связи с вышеизложенным?) при чтении некоторых западных англоязычных книг о Второй мировой войне, о чем я написал уже ранее, иногда создается впечатление, что симпатии их авторов - почти на стороне немцев. Во всяком случае, у своего читателя они несомненно воспитывают отрицательное отношение к России и русским (тем более, что часто они называют наших солдат не советскими, а русскими!).

          Не удержусь и от примера, небольшого, но довольно характерного: в книге "20-й век в фотографиях", изданной в Англии массовым тиражом, адресованной самой широкой аудитории, и призванной зрительно проиллюстрировать наиболеее яркие события 20-го века, на одной из страниц приведено известное советское фото - группа советских солдат водружает флаг над рейхстагом, а на заднем плане, внизу, виден разбомбленный и разрушенный Берлин. Но подпись под фотографией гласит:
          - "Солдаты-освободители на крыше рейхстага. Обратите внимание на "освобожденные" часы на руке солдата", -
          и если с лупой присмотреться, то можно угадать (!), что на руке одного из наших солдат - вроде-бы двое наручных часов... - Английский юмор. И очень верно расставленные акценты. А по-русски я бы это назвал глумлением.

          А вот другие примеры: в иллюстрированной книге, рассчитанной на самую широкую публику, изданную в 1995 году к 50-ти летию победы, с названием "V-day" (День Победы) английский автор, в частности, помещает фотографию 16-17 летних немецких юношей и отнюдь не изможденных, цивильно одетых 50-60 летних людей, идущих с фауст-патронами на позиции в Берлине. И подписывает фото примерно так сочувственно:
          - "Эти птенцы и пенсионеры идут навстречу закаленным в боях ветеранам Красной Армии"...
          Рядом же: под фото с ликующей толпой, встречающей цветами советских солдат-освободителей на улице одной из европейских столиц, подпись:
          - "Советский пропагандистский снимок того времени. Ничего подобного в реальности конечно не было."
          - И эта примитивная ложь распространяется в книге, специально выпущенной праздничным изданием к 50-летнему юбилею победы (!), изданной огромным тиражом по всему миру! Я видел эту книгу в 1995 году в книжном магазине в Швеции ...
          Впрочем, почему же примитивная? - Ведь непосредственные свидетели событий уходят, и ложь, замещая в сознании истинное положение вещей, - постепенно становится прописной истиной... Если ей не сопротивляться!

          В известной научной книге (и классическом источнике в Западном мире по Второй мировой войне) - "The Oxford Guide to the Second World War" - построенной как энциклопедия о второй мировой войне (более 1000 стр.), едва ли 1/50 часть (считая по страницам) уделена битвам на Восточном фронте, СССР и Советской Армии.
          Однако даже из этой книги (точнее из приведенной где-то таблицы) можно понять, что 75% немецких потерь были на Восточном (т.е. советском) фронте, а не где-либо еще. Но это нужно очень сильно порыться в этой книге, а если читать неглубоко, то все, конечно, сделали наши тогдашние союзники...

          Воспитанные в соответствующем ключе на подобных книгах многие современные европейцы среднего возраста, даже и сравнительно интеллигентные (научные сотрудники, "технари-естесственники"), не знают, например, о Курской дуге, о крупнейшем за всю человеческую историю танковом сражении под Прохоровкой, где сошлись во встречном сражении несколько тысяч танков (изображали удивление при моем рассказе об этом !!!), и искренне убеждены в том, что основной вклад в победу над Германией сделали они, т.е. британцы, своими опустошающими бомбежками Германии... И вообще, де-мол технически развитую нацию (Германию) могла победить только технически более развитая нация (Великобритания)... Так-то с, други мои!

          В общем, "кто правит прошлым - тот правит настоящим, а кто правит настоящим - тот правит будущим" - принцип управления прямо из "1984" Дж.Орвелла в действии...

          Так вот, возвращаясь к первоначально затронутой теме, - если и были проявления жестокости при вступлении нашей армии в Германию, то, во-первых, это не было государственной политикой (как у фашистов по отношению к нам), во-вторых, были сразу и жестко пресечены соответствующим приказом командования, а в-третьих, они были В ОТВЕТ на предшествовавщие этому зверства и грабежи немецких войск на оккупированной ими территории СССР.
          Еще в начале 50-х годов моя мама от своего сокурсника-студента, бывшего фронтовика, слышала рассказ о том, как один из его товарищей-бойцов при вступлении наших войск в Германию жестоко мстил немцам за то, что в оккупации на Украине фашисты убили всю его семью. - А кто б не мстил??? Однако, солдат этот вскоре был арестован и расстрелян НКВД... И подобная месть немцам повсеместно была жестко пресечена НКВД - это опять же из этого рассказа фронтовика.
          А нашим солдатам и советским людям послевоенной поры в духе тогдашней идеологии сверху внушалась теория о том, что мол "народ (немецкий) не виноват"...

          Думаю, не следует забывать об уничтожении фашистами (и немцами, и австрийцами, и финнами, и итальянцами, и венграми, и румынами, и болгарами и прочими сателлитами немцев во второй мировой войне) 70 тысяч сел, 1710 городов в нашей стране, гибели по крайней мере 29 млн наших людей... И невыразимых в словах страданиях, перенесенных оставшимися в живых...
          Тогда и подписи под фото типа "освобожденных часов" будут вызывать не более, чем легкое удивление умонаклонением автора книги, а также - желание чуть пристальней взглянуть на их собственную небезупречную историю...

          Но закончим об этом и вернемся к Скопину.

          Выбиты из Скопина фашисты были 28 ноября 1941 года атакой со стороны г.Ряжска воинов 84-ой Отдельной морской стрелковой бригады (ОМСБ) Амурской флотилии, которые наряду с сибирскими дивизиями продвигались по железной дороге с востока для сражения под Москвой.
    Памятник у противотанкового рва. Отсюда (со стороны Ряжска) 28 ноября 1941 г. 
пришли освободители Скопина. И именно здесь началось наступление наших войск под Москвой!

    Памятник у противотанкового рва на краю города (у Бугровки). Отсюда (со стороны Ряжска, который в нескольких десятках километров - за памятником) 28 ноября 1941 г. пришли освободители Скопина.

    И именно здесь началось наступление наших войск под Москвой! Еще до официального начала нашего наступления. Скопин был первым городом, освобожденным нашими войсками в ходе наступления под Москвой в 1941 году. По всей видимости, г.Скопин является первым советским городом, который был освобожден и уже не был более отдан врагу.

          Надо сказать, что скопинцы очень чтят своих освободителей: встречи с ветеранами 84-ой ОМСБ в годовщины освобождения города проводились 50 лет (!), вплоть до середины 1990-х годов. Большую организаторскую роль в этом играл руководитель местного совета ветеранов войны и труда М.Е.Селезнев.

      Памятник воинам 84 ОМСБ, освободителям г.Скопина



      В ноябре 2001 года, в честь 60-летия освобождения нашего города от оккупантов, у здания железнодорожного вокзала был возведен памятник из белого мрамора воинам 84-ой отдельной морской стрелковой бригады - освободителям г.Скопина.

      Памятник С.С.Бирюзову на родине, в г.Скопин Рязанской области.



     Скопин. Сквер у памятника земляку-скопинцу, Герою Советского Союза, Народному Герою Югославии, начальнику Генерального Штаба ВС СССР в 1963-1964 гг., маршалу С.С.Бирюзову. На открытие памятника (в конце 1960-х) приезжала делегация из Москвы и Рязани, которую возглавлял маршал бронетанковых войск, участник, в частности, Курской битвы, И.Х. Баграмян.
     Похоронен С.С.Бирюзов на Красной площади у Кремлевской стены.
     В честь маршала С.С.Бирюзова названы улицы в Москве, Рязани, Скопине.

     Скопинцы гордятся своими знатными земляками: одним из крупнейших русских художников-иллюстраторов XIX в. П.М.Боклевским, известным отечественным ученым-медиком XIX века А.Г.Полотебновым, композитором А.Г.Новиковым, маршалом Советского Союза, Народным Героем Югославии С.С.Бирюзовым, участником сопротивления Национальным Героем Италии Ф.Полетаевым, одним из известнейших "писателей-деревенщиков" - С.А.Крутилиным, драматургом А.Н.Афиногеновым, кинорежиссером И.В.Лукинским, главным реставратором и спасителем знаменитых Кижей академиком архитектуры А.В.Ополовниковым, а также 30-ю Героями Советского Союза (среди которых есть женщина - военный летчик!) и 6-ю полными кавалерами ордена Славы, награжденными за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны.
(В Скопине и Скопинском районе 1 Герой Советского Союза или Полный Кавалер ордена Славы приходится на каждые 717 участников Отечественной войны; весьма вероятно, это является самым большим удельным количеством Героев по отношению к числу участников Отечественной войны на всей территории Советского Союза)!
Под скопинцами мы понимаем уроженцев не только г.Скопина, но и Скопинского района в его современных очертаниях, естественно.

СКОПИНЦЫ-ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА:

(по: В.Егоров "Скопин - Осень 1941 Года", изд. "Пресса", Рязань, 2001.)


АКИМОВА Александра Федоровна (1922 с. Петрушино Скопинского р-на - . Во время Отечественной войны - штурман полка ночных легких бомбардировщиков, воевала под руководством комполка легендарной Марины Расковой; совершила более 700 боевых вылетов - на Кубани, в Крыму, Белоруссии... - Звание Героя России присвоено в 1994 году за мужество и героизм в годы Отечественной войны. После войны закончила ВУЗ, защитила кандидатскую диссертацию и в течение 40 лет была доцентом Московского Авиационного института).
БИРЮЗОВ Сергей Семенович (21.08.1904 г. Скопин - 19.10.1964, маршал Советского Союза, Народный Герой Югославии)
ВОРОНКОВ Владимир Романович (3.03.1920 с. Муравлянка ныне Скопинского района - ?)
ГАРИН Борис Иванович (3.10.1921 г. Скопин - ?)
ГЛЕБОВ Георгий Ильич (22.04.1913 г. Скопин - ?)
ГОРЕЛОВ Петр Тимофеевич (3.07.1923 д. Деменшино Скопинского р-на - ?)
ЕФРЕМОВ Андрей Яковлевич (26.08.1910 с. Лазинка Скопинского р-на - 5.01.1985)
ЗВЕРЕВ Василий Андреевич (1923 г. с. Большое Кушуново Скопинского района - 13.10.1971)
ЗОТОВ Матвей Иванович (29.11.1914 с. Клекотки Скопинского р-на - 2.09.1970)
ИВАНОВ Сергей Иванович (10.11.1922 пос. Павелец Скопинского р-на - 29.01.1966)
КАЗИМИРОВ Василий Васильевич (27.04.1924 д. Стрелецкая Дубрава Скопинского р-на - ?)
КАРПОВ Александр Алексеевич (25.09.1920 с. Кремлево Скопинского р-на - ?)
КОМАРОВ Виктор Петрович (15.10.1924 г. Скопин - 28.10.1943 погиб в бою у с. Трахтемиров Каневского р-на Черкасской области)
КОРНЕЕВ Георгий Ильич (1907 д. Еленино Скопинского р-на - 4.12.1944 погиб в бою у г.Эрчи, Венгрия)
КРЮЧКОВ Иван Константинович (23.07.1912 с. Хворощевка ныне Скопинского р-на - ?)
МИРОНОВ Леонид Сергеевич (16.06.1915 с. Петрушино Скопинского р-на - ?)
ОВЧИННИКОВ Максим Михайлович (1906 с. Муравлянка ныне Скопинского р-на - 12.03.1976)
ПАНКОВ Михаил Андреевич (с. Нагиши ныне Скопинского р-на - ?)
ПИРЯЗЕВ Андрей Никифорович (10.10.1916 с.Вязовенка Скопинского р-на - 20.08.1983)
ПОЛЕТАЕВ Федор Андрианович (14.05.1909 с. Катино ныне Скопинского р-на - во время войны бежал из плена, сражался в отряде итальянских партизан, 2.02.1945 погиб в неравном бою в Лигурии, Италия; Национальный Герой Италии)
ПОЛЯКОВ Василий Григорьевич (25.10.1925 д. Стрелецкая Дубрава Скопинского р-на, - 11.08.1944 погиб в бою у с. Жабец под г. Сандомир, Польша)
ПРЕСНЯКОВ Александр Васильевич (14.10.1917 с. Лопатино Скопинского р-на - ?)
РЕТЮНСКИЙ Александр Петрович (23.04.1922 д. Старобараково Скопинского р-на - ?)
РУСИН Никита Иванович (7.06.1915 с. Городецкое Скопинского р-на - ?)
САМОВАРОВ Василий Иванович (8.04.1922 с. Хворощевка ныне Скопинского р-на - 15.08.1974)
СИМАНКИН Григорий Филиппович (29.10.1914 с. Победное Скопинского р-на - ?)
СИНИЦЫН Никита Семенович (3.03.1907 д. Велемье Скопинского р-на - 20.12.1985)
УДАЧИН Василий Васильевич (16.01.1923 с. Костемерево Скопинского р-на - 26.04.1980)
ФЕДОРИН Иван Ильич (3.06.1922 с. Горлово Скопинского р-на - ?)
ХОЛОДКОВ Егор Иванович (10.05.1921 с. Затворное ныне Скопинского р-на - погиб в бою 30.09.1943 при захвате и защите плацдарма на правом берегу при форсирования Днепра)

СКОПИНЦЫ-ПОЛНЫЕ КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА СЛАВЫ:


БЕЛКИН Марк Алексеевич (1912 с. Рудинка Скопинского р-на - ?)
ЖЕРЕБЦОВ Петр Алексеевич (1922 с. Хворощевка ныне Скопинского р-на - ?)
ЖУРАВЫХ Иван Антонович (16.06.1924 с. Ермолово Скопинского р-на - живет в с. Свинушки Скопинского р-на)
МОРГУНОВ Иван Тимофеевич (6.07.1919 с. Городецкое Скопинского р-на - живет в Шелемишевских Хуторах Скопинского р-на)
РИМСКИЙ Василий Иванович (8.01.1914 с. Вослебово Скопинского р-на - 24.02.1983)
СОЛОМАТИН Федор Филиппович (1910 с. Катино Скопинского р-на - с.Катино)

      Скопинец Виктор Комаров повторил подвиг Александра Матросова, во время штурма нашими войсками высоты закрыл своей грудью пулеметную амбразуру немецкого ДОТа. Ценой своей жизни он спас от гибели многих наших бойцов.
      Есть в нашем районе женщина, которая была бойцом фронтовой разведки и ходила вместе и наравне с мужчинами в разведрейды за линию фронта.
      Вот так скопинцы сражались за Родину!

      А поколению ветеранов войны и тружеников тыла, всем, кто поднимал нашу страну из послевоенных руин - низкий поклон, как Защитникам и Хранителям Родной Земли!



Скопин. Здание военкомата.

Скопин. Здание военкомата - отсюда ушли на фронты Великой Отечественной 26518 наших земляков-скопинцев, то-есть практически все взрослые мужчины нашего города и района.
14 тысяч погибли. И оба моих деда остались на Войне...
Скопин. Площадь у Вечного огня







Скопин. Площадь у Вечного огня
Скопин. Средняя школа №1.

      Скопин. Первая средняя школа, бывшее реальное училище, в 2001 году отметила свое 125 летие.
Архитектором здания и одним из инициаторов создания реального училища был известнейший художник-иллюстратор XIX в. П.М. Боклевский, наш земляк-рязанец, долгие годы проживший в имении близ нашего города и похороненый на территории Троицкого монастыря.
Немало ярких людей выпустила школа №1 из своих стен! Это и государственные деятели, и ученые, и деятели культуры, и просто очень достойные люди. После войны она носит имя В.Комарова, выпускника школы, повторившего подвиг А.Матросова, закрывшего во время атаки грудью амбразуру немецкого дзота и тем спасшего многих наших бойцов.
Здесь на фото Скопинская средняя школа №1 после недавнего ремонта и реставрации...

Скопинская первая средняя школа традиционно славится своими преподавателями; я слышал восторженные отзывы о педагогах школы, которых уже не застал сам, и как выпускник этой школы 1977 года, я сохранил самые теплые воспоминания о большинстве моих учителей - ярких, интересных личностях и прекрасных специалистах!
И теперь с благодарностью вспоминаю: Николая Степановича Шестакова (классного руководителя и преподавателя алгебры и геометрии в 9-ом и 10-ом классе), Агнию Васильевну Фролову (преподавателя биологии с 5-го по 10-ый класс), Ираиду Николаевну Саунину (преподавателя литературы и русского в старших классах), Татьяну Георгиевну Брындину (преподавателя математики с 5-го по 8-ой класс), Анну Федоровну Кушакову (очень яркого преподавателя химии), Зинаиду Сергеевну Полякову (преподавателя истории и исключительную оптимистку в жизни), Клавдию Васильевну Артюшкину (преподавателя немецкого), Валентину Васильевну Анисимову (преподавателя физики), Веру Петровну Рожко (которая эпизодически у нас вела русский и литературу в старших классах - и это всегда было событием), Анатолия Георгиевича Скосырева (учителя по труду в старших классах), Анну Дмитриевну Исаеву (преподавателя по литературе и русскому с 4-го по 8-ой класс и нашего классного руководителя в это же время). А также очень своеобразного, яркого человека, от Бога преподавателя русского языка и литературы, который, к сожалению, лишь эпизодически вел уроки в нашем классе, - Леонида Андреевича Зайцева...
Эх, друзья мои, сколько своей души они отдавали нам, детям! Какие замечательные, кристально-чистые это были люди!
С полной ясностью это дошло лишь по прошествии времени, с накоплением собственного жизненного опыта... И пусть с опозданием, но хочется вернуть им хоть частицу того тепла и доброты, которые в свое время они отдали нам!

Voila

      Ну вот, друзья мои, и все!
      Я буду рад, если эти фотографии помогли тем кто вдалеке вспомнить родной город.
      И хотя по сравнению с временами начала 1980-х город наш немного опустел (что неудивительно, ведь в "перестройку" и последующие годы остановились заводы: Гидрометаллургический ("Скопинцветмет"), Стекольный, Машиностроительный, Металлоизделий, Электромоторов, Ковровая и Трикотажная фабрики, Скопинские шахты... - впрочем, это уже другая грустная песня), а жизнь продолжается. И это главное! "Дорогу осилит идущий".

      И вот еще один мой стих, написанный лет 15 назад:






		На вокзале
	
	Кому - куда, а мне в Скопин,
	Такое странное названье
	Имеет городок один -
	Не слышали? Ну да - едва ли!

	Он глаз не соблазнит ни красотой,
	Ни старых улиц видом опустелым,
	И если вам приглянется - то простотой,
	И тем, что честно исполняет дело.

	Четыре века со страной единым шагом
	Он прошагал - для города не нов, -
	Трудился, в лихолетья не недужил страхом,
	И честно делал все, чтоб бить ее врагов...

	Он прост -  как искренность. Как боль простых людей.
	Не знаю, может быть вы тоже замечали
	В глазах тоскующих в разлуке с сыновьями матерей
	Такую боль, что при воспоминании во сне кричали.

	Вот так и я: когда в ночи
	Мне город детства изредка приснится,
	Так больно станет, будто мать кричит,
	И я проснусь, и мне уже не спится.

	Когда московской жизни маета
	Отравит плоть и душу мне иссушит -
	Спешу к себе в Скопин, о простота!
	И только это все еще излечивает душу... 

      С тех пор, однако, прошло много времени и утекло много воды.

Voila

      На этом месте три месяца (с момента создания этой страницы в интернете) данная страничка заканчивалась...

      Но жизнь сложная штука, иногда она приоткрывает нам свои глубины на некоторое расстояние и взгляду открываются истины более древние...

      В начале октября 2002 года я познакомился с талантливым поэтом, человеком очень своеобразным и многогранным - Алексеем Федоровичем Крыловым, который после многолетнего забвения по крупицам воссоздал Скопинский исторический музей и впоследствии был его многолетним директором.

      Во время короткой нашей встречи от него я узнал вещи необычные и беспощадные...

      Не употребляя таких громких слов, но по сути, он рассказал мне

      о Разрушении и Борьбе с ним.

      И оказалось, что участниками этой бескомпромиссной борьбы были люди мне прежде мимолетно знакомые, но об их борьбе и ее значении я и не подозревал по занятости, зашоренности, скудоумию. - И собственному и века сего...

      Оказывается, в нашем Скопине с населением до революции 15 тыс. человек было 13 каменных храмов, да еще три монастыря, старинные, все красоты необычайной! И почти все они после революции были варварски разрушены...

      Скопин прежде называли Суздалем Рязанской области, но до нас дошло лишь две церкви, причем одна из них долгое время использовалась как склад (благодаря чему и не была разобрана).
Пока что существует остов и еще одного храма (Вознесенская церковь, 1809 г. постройки), буйно поросший по кровле березами, который словно могучий остов подбитого броненосца, штормом выброшенный на сушу, возвышается и теперь над базарной площадью в Скопине. - Свидетель иных эпох, участник иных событий, немой укор нынешнему равнодушию.

      А иконы и церковная утварь из разрушенных храмов, плод труда и вдохновения поколений талантливейших мастеров, большей частью были варварски уничтожены! Храмы были разрушены в основном в 1920-1930-е годы, но разрушение продолжилось и в середине 1950-х годов, уже после Отечественой войны, события которой показали, что пора бы разуму и проснуться...

      Ан - нет!

      Скопинские храмы находились на месте Дворца Культуры (Никольская церковь), памятника Бирюзову, памятника Ленину (Свято-Троицкий собор) на одноименной улице (бывшей Соборной), которые Вы можете видеть на верхних фото, но самих этих церквей нам не увидеть уже никогда...

      Правда, в Скопинском историческом музее в 2002-2003 гг. проходила экспозиция макетов 9 Скопинских храмов, которые изготовили Вячеслав Михайлович Мызников, заслуженный ветеран Великой Отечественной войны, преподаватель истории и затем директор средней школы № 2 г. Скопина и Анатолий Георгиевич Скосырев - преподаватель 1-ой средней школы г. Скопина.

      Предварительно они проделали большую поисковую работу, собрали старые фотографии скопинских церквей, изготовили эскизы и чертежи. Все это они делали в свободное время - после основной работы в школе. На изготовление каждого макета у них уходило от одного до полутора лет упорного труда!

      В 2001 году, не успев завершить макеты еще 4-х Скопинских храмов, Вячеслав Михайлович Мызников умер. Его вдова передала 9 созданных им макетов Скопинскому историческому музею.
Сейчас эти макеты находятся в Сретенской церкви г.Скопина. Макеты Скопинских храмов





Макеты 8 (из 13 существовавших) Скопинских церквей

      По левой стороне, от зрителя вдаль макеты: Церковь Вознесения (1809 г.), Казанская церковь (1705 г.), Свято-Троицкий собор (1806-1833), Никольская церковь (построена до 1629 года , а в каменном исполнении в 1872 г.).
      По правой стороне от зрителя вдаль макеты: Богоявленская церковь (конец XVII в.), церковь "Утоли моя печали" (1905-1907 гг.), Пятницкая церковь (построена в каменном исполнении до 1650 г.), Входоиерусалимская церковь (построена до 1737 г).
Пятницкая церковь





Пятницкая церковь (построена до 1650 года).
Свято-Троицкий собор


На переднем плане - Свято-Троицкий собор, чуть левее - Никольская церковь, на заднем плане - Входоиерусалимская церковь.
Свято-Троицкий собор


Макет Свято-Троицкого собора. На заднем плане справа макет церкви "Утоли мои печали".
Никольская церковь











Макет Никольской церкви.
Богоявленская церковь






Макет Богоявленской церкви. Левее него - макет церкви "Утоли мои печали".
Вознесенская церковь

На переднем плане макет Вознесенской церкви. Слева видна часть Казанской церкви. На заднем плане сразу макет церкви "Утоли мои печали", правее нее - Богоявленская церковь, в левом верхнем углу фото видна часть Пятницкой церкви.

      Даже макеты Скопинских церквей удивительны по красоте: снежно-белые, с филигранной резной отделкой архитектурных деталей, со звонницами и куполами устремленными к небу. А как великолепны были сами храмы, как прекрасны иконы, в них находившиеся, сколько труда и таланта было вложено в них поколениями мастеров - и как можно было поднять руку на такую красоту!
      Что за злобная чуждая сила пронеслась тогда над Отечеством нашим, круша самое святое?

      - Ожесточение, голод, необразованность виной всему!

      Вот так Хамы разрушают национальное достояние, Равнодушные и Пригнетенные никак этому не сопротивляются, а патриоты родного края (Хранители!) по крохам пытаются воссоздать хоть представление о былой красоте, о строе жизни и вере не таких уж и далеких наших предков...

      13 Храмов и три монастыря, исчезнувшие с лика земли в 1920-1950-е годы, еще при жизни одного поколения! - Чем не сказочный град Китеж ушедший под воду? А мы, живущие на его месте и не подозреваем о его существовании... Разве не околдованы мы безразличием, беспамятством, безволием!? Разрушенная церковь на улице Комсомольской, 
долгое время ее использовали как склад. 
Снимок конца 1980-х. С 1990-х эту церковь понемногу начали восстанавливать. 
В настоящее время в этой церкви идут службы.

      Как местный житель, я слышал конечно, что в Скопине в свое время было несколько каменных церквей. Но дошедшие до времени моего детства храмы были обшарпаны, полуразрушены и оставляли жалкое впечатление; трудно было представить - как прекрасны они были всего лишь лет за полсотни до этого. Да и время тогда (1960-1970-е) было такое, что люди в церковь ходили с опаской, ибо государством это не поощрялось...

Вот так выглядела Сретенская церковь в конце 1980-х. Здание церкви после революции 1917 г. долгое время использовали как склад. А потом здание вообще забросили и оно разрушалось...
С середины 1990-х эту церковь усилиями местной православной общины стали потихоньку восстанавливать. Укрепили стены, полы, крышу, собрали иконы... И сейчас в этой церкви идут службы. Но до первоначального ее состояния еще очень далеко!

      А во времена моего детства (1960-1970-е годы) в обществе были совсем другие ценности, цели, задачи. Не скажу, что всегда неверные или не достойные - вовсе нет (да и люди тогда в массе своей были искреннее, патриотичнее, проще, беззаботнее и добрее, чем теперь), но все как-то было обращено в будущее: и повседневная работа, и цели, и планы, и на этот пласт истории взгляд практически не падал. Страна развивалась поступательно, общий уровень жизни повышался, повседневная жизнь довольно быстро становилась все комфортнее, и казалось, что наше общество, несмотря на отдельные недостатки, в целом идет по верному пути и движется только к лучшему! Большая часть людей жила просто, даже наивно, как показала перестройка и последующие события - неоправданно просто. Не осознавая, на какой сложный, многослойный и противоречивый культурный пласт нашей истории мы опираемся на самом деле.

      Надо сказать, что только возрождение в Скопине исторического музея в собственном постоянном помещении в 1987 году после 20 (!) лет подвижнического труда Алексея Федоровича Крылова (собирание по крупицам будущих музейных экспонатов, нищенская зарплата, мытарства хождения по "кабинетам" за разрешениями, многолетнее отсутствие постоянного помещения для музея и переезды временных экспозиций из одной конурки в другую выделяемую ему конурку, сравнительное равнодушие властей и большинства горожан - через все пришлось пройти!), - позволяет заглянуть вглубь этого почти забытого пласта истории, а также невидимой, но от этого и еще более ожесточенной борьбы за Разум и Душу нашего народа...

      Впрочем, как пишет А.Ф.Крылов, была ему и большая моральная поддержка от "штаба стариков" города - сохранивших память, разум и душу нескольких пожилых горожан - любителей старины (ХРАНИТЕЛЕЙ!), под руководством Павла Петровича Морозова, машиниста паровоза по профессии, по происхождению - потомственного дворянина, по духу - патриота Земли Русской.

      Вот эти "старики", в один из летних дней 1967 года неожиданно пригласившие Алексея Федоровича Крылова, тогда еще молодого человека, недавно назначенного секретарем местного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры, на неформальную встречу с ними, и вдохновили его на его служение: возрождение историко-краеведческого музея в Скопине.
И этому делу он верой и правдой самозабвенно прослужил почти 40 лет!

     Усилиями Алексея Федоровича Крылова были собраны многие сотни исторических и этнографических экспонатов; проведены сотни экспедиций, написаны многие десятки статей в местную газету, книги по истории края, прочитано бессчетное число лекций... И в конце-концов, спустя 20 лет после начала этой работы - постоянная экспозиция Скопинского музея была в 1987 году возрождена!

      Необходимо сказать, что современному историческому музею предшествовали два Скопинских музея:

      "Музей Русского Оружия" (открытие его в Скопине не удивительно, если знать Рязанскую историю и то, что всего в 70 км от города находится Куликово поле), основанный в 1890х годах на частные пожертвования и, как говорил А.Ф.Крылов, "прихлопнутый" вместе с его хранителями в 1917 году во время революции, и

      "Музей местного края" (краеведческий), основанный Константином Васильевичем Побединым и просуществовавший с 1919 по 1956 год, и который был закрыт в связи с кампанией "разукрупнения" музеев в стране по соответствующему распоряжению партии и правительства...

     Вот так и живем: то безоглядно рушим, то невероятными усилиями отдельных людей с трудом выкарабкиваемся.

      И посейчас работники Cкопинского музея живут на более чем скромную зарплату. - Но работа идет, ведь "дорогу осилит идущий"! - В музее периодически открываются новые выставки и экспозиции; благодаря помощи главы Скопинской районной администрации П.К.Алабина для музея был приобретен компьютер, - начата электронная каталогизация экспонатов музея, появилась реальная надежда на выход в интернет... Это было бы так нужно! Есть много интересных идей, и с помощью интернета легче можно было бы проводить научно-поисковую работу, для сбора воспоминаний и материалов связываться с земляками, которых судьба разбросала по иным городам и весям...

      ИСТОЧНИКИ:

  • Личные наблюдения и встречи.
  • И.А.Алексеев. "Историческое, статистическое и современное значение города Скопина". Скопин, 1868 г., типография А.И.Яцко.
    - Самое раннее из доступных мне оригинальное историческое исследование, о городе Скопине, его истории, легендах, местных обычаях, приведены статистические таблицы по социальному статусу и занятиям жителей. В книге содержится упоминание о боярах Александре Никитиче и Василии Никитиче Романовых, которым с XVI века принадлежал городок Скопин.
    В книге приведены сведения о 8 каменных церквях города, училищах, больнице, производствах и ремеслах. Рассказывается о проезде и остановке в городе императора Александра I в 1818 году, о страшных пожарах 1810 и 1847 гг. И.Алексеев считает, вслед за местной легендой, что город был назван по птице скопе, обитавшей на исполинском дубе, и обладавшей столь огромной силой, что она, цитирую И.Алексеева дословно: "одним взмахом крыла убивала человека и с жадностью пила его дымящую кровь. Имя скопы произволило в сердце ужас; настроенное воображение создавало из нея какое-то грозное языческое божество, что самое и лишило Острожок своего имени, вместо которого он стал называться Скопином. Это произошло в царствование Алексея Михайловича." Продолжая изложение легенды: Близ того исполинского дуба со скопой был городок разбойников. Там и жил разбойник Косог, который похитил у разбойника Булата, обитавшего в другом месте со своей шайкой, его красавицу дочь Прощену (по ее согласию)... Булат не смирился, хотел отомстить обоим и напал из засады, началась схватка двух атаманов, в которой они оба погибли; Прощена бросилась в овраг и разбилась, однако, тела ее не нашли; а на месте ее гибели в овраге чудесно забил ключ, который с тех пор носит название - Прощенин или Прощеный колодец. Случились указанные события, согласно легенде, еще до татарского нашествия.
    Такова древняя легенда. Добросовестно пересказав легенду, к которой он сам относится свысока-недоверчиво (как и прилично сыну просвещенного 19-го века относиться к фольклорному наследию предков-неучей) сам И.А.Алексеев считает, что наш город изначально назывался "Острожок", который лишь в XVII веке был переименован в "Скопин", якобы под влиянием молвы о кровожадной скопе, которая на самом деле лишь "миф" (!!!) (в смысле - не было таковой); И.А.Алексеев настаивает также, что основан наш город был в любом случае уже позднее Куликовской битвы. Так он полагает на том основании, что нигде не сохранилось упоминаний об остановке войск князя Дмитрия в нашем городе, а якобы, если бы город тогда существовал уже, то в нем войска наверняка бы остановились, как это было близ места, где был заложен известный Дмитриевский монастырь. И об остановке где-нибудь да сохранились бы упоминания (???), а поскольку их не сохранилось, то и города нашего не было-с. Вот такая здесь у И.А.Алексеева логика, справедливость которой мне не очевидна.

    Проанализировав старинную легенду о разбойниках, я выделил в ней два разновременных пласта: более поздний - о красавице Прощене и разбойниках, и древнейший пласт - о кровожадной скопе. Сопоставив легенду с местными обычаями, изложенными, в частности, в книге И.А.Алексеева, а также рассказанными мне местными старожилами, я пришел к нескольким выводам. У меня появилось предположение, которое я предлагаю как гипотезу о происхождении названия города Скопина от тотема СКОПЫ. Ее суть: Скопин - изначальное имя города, заложен он в языческой древности племенем славян, поклонявшихся соколу-СКОПЕ; или точнее: СКОПА была астральным покровителем, тотемом, племени славян, осевших в наших местах в незапамятной древности. Эту гипотезу я теоретически обосновал и изложил на отдельной web-страничке http://telkov-mv.narod.ru/skopin-totem-nazvaniye.html , на которую приглашаю всех желающих с ней ознакомиться. Эта гипотеза была опубликована мной в местной прессе и сборнике, посвященном истории города.
  • В.Сушицкий "Скопин. Краткое историческое исследование", Издание Скопинского отдела народного образования, Рязань, государственная типография, 1921 г.
    - Очень краткая сводка, в основном повторяющая книгу И.А.Алексеева по преданиям и легендам о городе Скопине (в том числе происхождении названия от птицы скопы). Упоминается известная запись в платежных книгах Пехлецкого стана 1594-1597 гг. о Скопине, которым владели бояре Романовы.
    Рассказывается об остановке в городе императора Александра I, известных скопинских жителях П.М.Боклевском, А.Г.Полотебнове, И.Г.Рыкове и др., и наиболее ярких событиях из жизни города.
  • Н.Милонов, А.Сальников "Скопин" Ряз. книж. изд-во, 1960 г.
    - Книга об истории г. Скопина и окрестностей, о самых известных скопинцах - А.Г.Полотебнове, П.М.Боклевском, А.Г.Новикове и др.
  • В.А.Соболев, В.Н.Егоров, А.Ф.Крылов "Скопин. Историко-краеведческие очерки о городе Скопине и населенных пунктах Скопинского района". ТОО "Книга", г. Скопин 1996 г.
    - Наиболее полная сводка сведений об истории города Скопина и близлежащих сел.
  • А.Крылов "Принцесса Греза", изд. "Пресса", Рязань, Скопинская типография, 2000 г.
    - В этой книге Вы найдете не только поэзию А.Ф. Крылова, но и статистические материалы XIX века по уездному городу Скопину Рязанской губернии, занятиях его жителей, а также историю возрождения его исторического музея в 1980-х).
  • "Книга Памяти скопинцев войны 1941-1945 гг." Скопин 1995-1997 гг.
    - Книга, в которой поименно перечислены все жители нашего города и района, погибшие смертью храбрых или пропавшие без вести во время Великой Отечественной войны.
  • В.Егоров "Скопин - Осень 1941 Года", изд. "Пресса", Рязань, 2001.
    - Короткая выдержка из первых письменных известий о городе, краткая характеристика дореволюционного Скопина, участие скопинцев в войнах 1812 и1914 годов, документальные данные о немецкой оккупации г.Скопина Рязанской области фашистами в 1941 году, списки расстрелянных во время оккупации скопинцев, состав истребительного батальона и партизанского отряда из жителей города, воспоминания очевидцев и участников освобождения города; уроженцы Скопинского района и города - Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы, их подвиги на Отечественной войне.
  • На этом сайте описана история города Скопина: http://www.library.ryazan.su:8101/goroda/skopin.htm
  • Скопинская фабрика художественной керамики: http://www.skopinker.narod.ru
  • Е.Н.Хохлова "Керамика Скопина" Рязань, Приз, 2000 г.
    - Хорошо иллюстрированная книга кандидата искусствоведения о Скопинской художественной керамике, истории, традициях, современных художниках старинного промысла.
  • О судьбе России в 20-ом веке и многом другом сайт с трудами замечательного русского мыслителя Ивана Александровича Ильина; работы которого стали доступны российской публике лишь совсем недавно (см. сайт http://www.iljin.ru/index_r.html)
    Особенно интересен: И.Ильин "Путь духовного обновления".

      Идея, фото, текст, дизайн и верстка: Мирослав Телков © 2002-



[На главную страницу сайта] - [ГОСТЕВАЯ КНИГА] - [Написать автору]

Published: June 20, 2002.
Last review: January 25, 2009.
  Все права защищены. Копирование содержания сайта или любой его части - возможно только с разрешения автора.
Copyright Телков М.В. © 2002, 2003, 2004, 2005 -

Навигация по другим страницам этого сайта (нажать левой кнопкой):

Hosted by uCoz