Страница сайта Телкова М.В. © 2002-

Скопа в полете

Мирослав Телков

 

ИМЯ ПТИЦЫ.
Гипотеза о происхождении названия города Скопин Рязанской области от тотема СКОПЫ.


(Опубликовано:
в интернете на http://telkov-mv.narod.ru/skopin-totem-nazvaniye.html - в октябре 2004 г.;
в газете "Скопинский Вестник" № 63 (14701), № 71 (14709) и № 72 (14710) за 2005 г.;
отдельной брошюрой: Мирослав Телков. "Имя Птицы. Гипотеза о происхождении названия города Скопин Рязанской области от тотема СКОПЫ". ГУП РО "Скоп. тип." зак. 3012. Июль 2007.)

Скопин- город ГЕРОЕВ! Предмет особой гордости местных жителей!

СПРАВКА: г. Скопин - райцентр Рязанской области, с населением 27 тыс.; известен старинной керамикой и тем, что во время Отечественной войны из 26518 воевавших 30 скопинцев стали Героями Советского Союза, 6 - полными кавалерами Ордена Славы (в удельном отношении, вероятно, это самый высокий показатель в стране). Два скопинца к тому же Национальные Герои Италии и Югославии.
И корни у этого глубоки...

Современный Герб г.Скопина, 
созданный по мотивам дошедшего до нашего времени Герба города 1779 года

 

 

            1. Анализ версий о происхождении названия города и новая гипотеза.

 

В исторической литературе [1, 6, 8, 11, 12] встречается несколько версий происхождения названия города Скопина: 1) от птицы скопы, 2) от скопа (скопления) людей, бежавших от татарского нашествия и собравшихся в наших местах, 3) от скопа (скопления) ратников, шедших на Куликово поле, 4) от скопа (скопления) населенных пунктов близ нашего города, 5) от того, что в Скопине, якобы, собирались (скапливались) налоги с окрестностностей, 6) от разбойника по имени Скопа, якобы жившего здесь в древности, 7) от фамилии Скопин.

Однако, версии 2), 3) и 4) считаются слишком наивными и  как вероятные не рассматриваются [8]. Версии 5) и 6) также не находят документальных подтверждений.

Относительно версии 7): поскольку ранее XVII-XVIII вв. фамилии имели лишь самые знатные люди, то некоего Скопина, от которого могло бы быть образовано название «Скопин», можно искать только среди князей Скопиных-Шуйских. Князья Шуйские вели свой род от третьего сына  Александра Невского – Андрея Городецкого; потомки его были князьями Нижегородскими, а после присоединения этого княжества к Москве, они переехали на службу в Москву и в XV-XVII вв. традиционно занимали высокие посты при Московском дворе. Один из князей Шуйских, Иван Васильевич, получил прозвище Скопа; был он известный военачальник, возглавлял Большие полки в Казанском и Литовском походах, чин боярина получил в 1519 году. Его потомки стали носить двойную фамилию князей Скопиных-Шуйских.

В 1512 году Иван Васильевич Шуйский упоминается как рязанский наместник. Назначаемые из Москвы наместники стали управлять Рязанщиной вместо независимых Рязанских князей после присоединения княжества к Москве. Присоединение прошло в два этапа: половина княжества перешла к Московскому государству в 1503 году по завещанию родному дяде, князю Московскому, одного из последних Рязанских князей, братьев-соправителей княжества, не имевшего сыновей - прямых наследников (кроме того, Московский князь Иван Васильевич III, был безусловным и харизматическим Героем своего времени - "собирателем Руси", именно он в 1480 г. отказался платить дань татарам, сбросив трехсотлетнее иго и провозгласив Россию независимой державой; так что предпоследний независимый Рязанский князь понимал, что для блага всей Руси - нужно объединяться под началом Москвы); вторая половина Рязанского княжества была присоединена в 1521 году практически силой - при Московском князе Василии Ивановиче, при малолетстве последнего независимого Рязанского князя Ивана Ивановича. Таким образом, представители фамилии Скопиных-Шуйских как служилые московские люди и землевладельцы могли появиться на Рязанщине не ранее начала XVI века.

Историк М.Н.Макаров в 1846 году обратил внимание на предание, согласно которому большая часть скопинских волостей якобы принадлежала когда-то роду Скопиных-Шуйских, от того-де и пошло название Скопин [6]. Однако, исторических документов, подтверждающих это, не обнаружено. Знаменательно, что первый историограф города и сам скопинский житель, И.А.Алексеев, в 1868 г. в своей книге об истории Скопина, местных преданиях, традициях и тогдашнем экономическом состоянии города, ни словом не обмолвливается ни о землевладельцах Скопиных, ни о упомянутом предании, ни о вероятном происхождении названия города от Скопиных-Шуйских [1]… Кроме того, как увидим далее, город Скопин ко времени возможного появления Скопиных-Шуйских на Рязанщине, т.е. в начале XVI века, вероятно, уже существовал, причем под своим именем. Поэтому и версия о происхождении названия города от фамилии Скопин – кажется сравнительно маловероятной.

Известно, что в описании герба города Скопина, принятого государственной комиссией во главе с императрицей Екатериной Великой 29 мая (по старому стилю) 1779 года, говорится:

"В 1-й части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского: серебряный меч и ножны, положенные накрест; над ними зеленая шапка, какова на князе в наместническом гербе. Во 2-й части щита, в голубом поле, летящая птица скопа, означающая имя сего города". 

- Однако почему птица скопа избрана на герб города? Не по случайному же совпадению ее имени с именем города?! Исторические источники на этот счет молчат, ограничиваясь лишь констатацией, что город назван по имени птицы скопы; современные источники перебирают все указанные в начале статьи версии...

Как и большинству местных жителей, интересующихся скопинской историей, мне представляется наиболее заслуживающей доверия версия происхождения названия нашего города от птицы скопы. Однако, мне кажется, что город получил свое имя не из-за многочисленности этой птицы в наших местах в древности, как полагают некоторые, а потому, что скопа, очевидно, была тотемом, языческим божеством-покровителем рода или небольшого племени, поселившемуся в наших местах в давние-давние времена.

 

2. Тотемная гипотеза происхождения названия города Скопина: свидетельства в ее пользу.

 

Рассмотрим свидетельства в пользу тотемной гипотезы.

Как пишет первый историограф города И.А.Алексеев в 1868 году, с основанием нашего города связано несколько легенд. Одна из них, а именно легенда о разбойниках, исключительно интересна, поскольку проливает свет на древнейшую историю нашего города.  Вот эта легенда в изложении И.А.Алексеева [1] (стр. 8-11):


«Та самая местность, на которой возникъ городъ Скопинъ, прежде покрыта была страшнымъ непроходимымъ лесомъ; съ востока на западъ прорезалась она глубокимъ сухимъ оврагомъ, на правой стороне которого росъ огромный дубъ. На этомъ самомъ дубу обитала птица скопа, страшная, кровожадная, а въ сущности мифъ, созданный воображениемъ нашихъ предковъ. На-полчаса разстояния отъ дуба скопы находился вертепъ разбойниковъ, назывался онъ какъ и теперь называется городкомъ, следы его земляныхъ укреплений видны и поныне. Въ легендахъ нашего края сохранилось имя основателя этого городка; онъ былъ не кто иной какъ атаманъ разбойничьей шайки, звали его Косогомъ.

Верстахъ въ 35 отъ косогова городка было другое гнездо разбойниковъ, известное въ летописяхъ Пронскаго княжества подъ именемъ чертова городища. Окрестные жители и теперь говорятъ, что место это не чисто. Властителемъ чертова городища былъ тоже атаманъ головорезовъ, Булатъ. Онъ велъ дружбу с Косогомъ, часто отправлялся съ нимъ на кровавые поиски, и, празднуя победы, подавалъ первую чашу вина прекрасной дочери своей, Прощоне. Какъ отецъ, онъ любил ее до безумия; какъ разбойникъ, онъ виделъ въ ней единственную отраду для своей ожесточенной души.

Косогу нравилась Прощона, и онъ полюбилъ ее, Прощона полюбила Косога. Разъ какъ то намекнулъ онъ отцу объ этой взаимной любви. Булатъ, вместо ответа, показалъ ему убiйственный ножъ. Съ техъ поръ на чертовом городище они не видались. Но Косогъ посредствомъ награбленного богатства, успелъ склонить на свою сторону приверженцевъ Булата и съ их помощью, увезъ Прощону в свой городокъ.

Страстная любовь отца къ дочери превратилась въ мщение: онъ далъ клятву найти ее и убить. Разъ какъ то, поздно вечеромъ, Прощона сидела подъ дубомъ скопы, Косогъ былъ съ нею. Вдругъ из-за куста можжевельника показалась грозная тень Булата. Прощона узнала эту тень, жаждущую ее крови и, спасая отца от имени детоубийцы, бросилась в темную бездну оврага. В это время раздался ужасный громъ: какъ будто тысяча батарей грянули съ неба, и видно было какъ молния, ярко освятив землю, въ виде огненной стрелы ринулась вследъ за Прощоной. Тогда началась борьба между Булатом и Косогомъ. Наконецъ последнему удалось убить ожесточенного изверга, но, изъязвленный самъ его ударами, онъ замертво упалъ на трупъ своего врага.

На другой день, утромъ, разбойники нашли своихъ атамановъ. Напрасно старались они возвратить Косога къ жизни: онъ только успелъ разсказать имъ о случившемся и тутъ же умеръ въ невыносимыхъ мученияхъ. Тогда до слуха разбойников началъ доходить изъ глубины оврага какой-то неясный, до того небывалый шумъ. Они опустились в оврагъ и что же?  На дне его оказался провалъ, изъ которого съ необыкновенной силой билъ фонтанъ чистой воды. Трупъ Прощоны не отыскался.

Прошли века, железо порубило дремучий лесъ, соха возделала землю, явилась общественная деятельность тамъ, где были непроходимые дебри; все пало, рушилось, приняло иной видъ; одинъ только фонтанъ подъ дубомъ скопы остался грустнымъ свидетелемъ прошлаго. Первые поселенцы здешнихъ местъ, желая сохранить память о дочери Булата, назвали этотъ фонтанъ прощонинымъ колодеземъ».  


Присмотримся внимательнее к этой легенде, попробуем проанализировать ее на логическую целостность и фигурально говоря, "отделить зерна от плевел". Несмотря на то, что в легенде большая часть повествования посвящена несчастной любви и разбойникам, тем не менее, - в канве легенды явно присутствуют отголоски древних языческих верований, ведь сверхъестесственно-кровожадная скопа, вьющая гнездо на огромном дубе, чудесный источник - все сакральные магические символы! Таким образом, анализ показывает, что в романтической легенде о любви и разбойниках на втором плане присутствует более древний пласт, обладающий признаками собственной целостности; а именно - донесенное до нас народными сказителями сквозь века, - древнее языческое божество, - древний тотем Скопы, в сопровождении сакральных атрибутов - древнего дуба и чудесного источника!

Не менее значителен в этой связи и следующий местный обычай: по свидетельству скопинских старожилов, по крайней мере до середины XX века (!), несмотря на все антирелигиозные гонения тогдашних коммунистических властей, сохранялся обычай приходить на Крещенье к Прощонину колодцу (в народе его называли знаменательно - «Прощёный колодец» и считали святым колодцем); брать из него воду и сохранять дома в течение всего года, расходуя для лечения по мере необходимости... А воду в колодце, тайком от коммунистических властей, на Крещенье предварительно освящал священник. В докоммунистические времена эту традицию, конечно, ни от кого не скрывали… И вполне очевидно, что этот обычай является остатком древних языческих обрядов поклонения c целью получения прощения. В нем, несомненно, произошло наложение христианских традиций на древние языческие обряды. Ведь само название «Прощонин колодец» или даже более распространенное в народе – «Прощёный колодец» вряд ли случайно!

По драгоценному для нас свидетельству И.А.Алексеева 1868 г., у скопинцев существовала следующая традиция [1] (стр. 43-44, II отд., среди описаний местных обычаев):


«Въ пятницу Святой недели  (I неделя Пасхи), въ день Живоноснаго Источника, изъ Богоявленской церкви шелъ крестный ходъ къ Прощонину колодезю. При хорошей погоде, вся цветущая молодость г. Скопина участвуетъ въ этой торжественной процессiи. Здесь, вокругъ самого колодезя, строятся парусинные и достчатые балаганы и лавки съ продажею разныхъ лакомствъ и напитковъ. Вечеромъ собираются туда женихи высматривать невестъ, которыя, по обычаю края, большею частiю проводятъ уединенную жизнь в стенахъ своихъ жилищъ. Соединяясь въ хороводы, девицы и юноши, расхаживаютъ въ кругу попарно и поютъ вначале протяжныя, грустныя песни; вдругъ мотивъ ихъ изменяется: следуетъ веселая трескучая песня; участвующiя въ кругу обхватываютъ другъ друга руками и подъ конецъ трижды целуются. Не редко встретишъ бойкаго разсказчика, напоминающаго исторiю о прекрасной Прощоне и объ ея безчеловечномъ отце-разбойнике. В это время вода въ колодезе переполняется, и изъ него вытекаетъ широкiй бойкiй ручей. Пробегая въ даль по кремнистому ложу, онъ издаетъ что-то похожее на звуки струнъ, колеблемых ветромъ. Вспоминая «дела давно минувшихъ дней» – как-то невольно приходитъ на умъ: ужъ не душа ли Прощоны затаена въ этихъ чарующихъ звукахъ?»


- Кто не узнает в этой традиции, живой и полнокровной во второй половине XIX века, языческие обряды выбора невест и поклонения источнику, которые проводились к тому же на том самом месте, где, согласно легенде, у чудесного источника рос когда-то исполинский дуб, на котором вила гнездо кровожадная скопа! - Это же остатки языческой традиции, которая во внешних своих чертах пережила многие века христианской культуры! А если извлечь из слова «колодец» его корень, то услышим имя языческого бога славян КОЛЯДЫ (КОЛЕДЫ) (!) (от него же происходит и «коледовать» и «колдовать»!); что не случайно, ибо известно, что языческие капища (места поклонения богам) часто находились при источниках… Таким образом, старинная легенда, местный обычай и само название города указывают достаточно определенно, где и кому поклонялись древние жители скопинских окрестностей.

Возвращаясь к старинной легенде, мне кажется, что романтическая история с Прощоной и разбойниками, носящими не очень органичные для наших Рязанских мест имена Косог и Булат, - не более чем сравнительно недавние позднейшие "додумывания" и напластования на действительно древний миф, отражающий существование в седой древности в наших местах языческого культа сокола - СКОПЫ.

На основании анализа указанной легенды, этимологии названия города, его герба 1779 года, а также соответствующего этнографического материала, исторических сведений о городе и традициях его жителей, мне представляется, что наш город был назван Скопином потому, что скопа, вероятно, была символом-тотемом, т.е. языческим божеством, предком-покровителем рода или небольшого племени, поселившегося здесь в незапамятные языческие времена.

 

 


3. О тотемах и «официальных» символах.

 

В языческие времена люди видели проявление наделенных разумом и волей сил во всех явлениях природы. Для защиты от вредоносного влияния темных сил люди древности выбирали себе мифического предка-покровителя и небесного заступника, т.н. тотем, которому поклонялись как божеству. «Тотем» переводится как «его род» и означает родовую принадлежность человека и его рода-племени, осуществляемую через астральную связь с каким-либо животным (медведь, волк, олень), птицей (сокол, орел, ворон) или растением (дуб, береза, ясень), возводимыми в культ. Под этим символом древние люди жили, просили у него защиты, подражали ему в поведении, с ним шли в бой...

Герб, созданный по геральдическим правилам

В христианские времена с языческими культами стали бороться как с суевериями, и постепенно древние тотемы утратили свои былые роли и перекочевали в качестве официальных символов городов, княжеств, аристократических фамилий на гербы, флаги и печати.



Это легко можно проиллюстрировать примерами.


Современный Герб Ярославля, 
созданный по мотивам старинного Герба города

Так, примечательная ярославская легенда повествует, что в давние времена князь Ярослав Мудрый с дружиной проходил по местности, населенной языческим племенем, поклонявшимся медведице. Чтобы изгнать князя Ярослава, люди этого племени спустили на него медведицу. Но тогдашние князья люди были не робкие, не слабые и очень разумные (а этот был еще и мудрым!), - он не растерялся и отсек медведице голову. Чем вверг ей поклонявшихся язычников в священный трепет и, разумеется, взял их под свою «светлую руку»... В 1010 году князь Ярослав Мудрый заложил на этом месте город, носящий его имя, а медведица на гербе Ярославля с тех пор носит на плече секиру... И доказывает тотемное происхождение многих подобных «официальных» символов! (Кстати, на современной тысячерублевой банкноте, напр. 1997 г. выпуска, можно увидеть и князя Ярослава Мудрого и медведицу с секирой на плече).


Современный Герб г.Мышкин, 
созданный по мотивам старинного Герба города

Легенду о мыши, пробежавшей по лицу и тем самым разбудившей спавшего в лесу после охоты князя, чем она спасла его от укуса подползающей змеи, рассказывают в старинном городе Мышкине Ярославской области [9]. Чтобы отметить свое чудесное спасение, благодарный князь якобы заложил город Мышкин. В этой легенде явно сквозит переосмысление потомками охранного тотема Мыши.


Современный Герб Берлина, 
созданный по мотивам старинного Герба города

На старинном гербе Берлина красуется медведь, причем «берл» в некоторых западно-славянских языках значит - медведь! В русском языке этот старинный славянский корень сохранился в слове «берлога» – «жилище медведя». Так старинный топоним и древний языческий символ-тотем отмечают в самом сердце современной Германии местность, где в давние времена обитало славянское племя полабов (жили «по Лабе» – р. Эльбе)...

Можно привести и другие примеры современных символов и топонимов, в которых заметна некогда тотемная природа их образов и названий.

Историки установили, что тотемом князя Рюрика и его потомков был сокол. Причем  само имя Рюрик сводится по корневой основе к древнеславянскому имени Бога огня и света Рарогу (а по-чешски - raroh, по-польски rarog – «сокол»!). Посему князь Рюрик, призванный в Новгород на княжение, вероятно, был представителем какого-то западно-славянского племени, а вовсе не норманном, как полагали сторонники норманнской теории происхождения государственности на Руси. Данная историко-этимологическая концепция восходит к чешско-словацкому просветителю  Яну Коллару (1793-1852). Против норманнской теории происхождения государственности на Руси яростно протестовал и М.В.Ломоносов, утверждая, что у него есть «облак доказательств», что Рюрик был призван не из норманнов, а из племени славян, живших вплоть до первых веков II тысячелетия н.э. на севере современной Германии. Позднее эти племена были частью истреблены, частью  германизированы до потери своей идентичности. Правда, в центре Германии и до наших дней сохранилась популяция автохтонных славян-сорбов.

Современная историческая наука полностью подтверждает, что значительные области Северной, Средней и Восточной Германии в VI-XIII вв. были заселены племенами славян. Память об этом сохранилась, в частности, в названиях целого ряда городов Германии, имеющих славянские корни. И тот факт, что, согласно молекулярно-генетическому анализу, по характерным чертам своего генома современные русские изо всех европейцев ближе всего именно к немцам, может отражать, прежде всего, ассимиляцию немцами славянских племен, некогда обитавших на территории Германии!

 

4. Тотем сокола и этимология слова «скопа».

 

 

Скопа - очень красивая и крупная птица, размах крыльев - до 1,8 м, вес - до 2 кг. 
Ныне она занесена в Красную Книгу России, как исчезающий вид...

В современном русском языке «скопа» означает хищную птицу Pandion haliaetus Linnaeus (прежнее название Falco haliaetus), из отряда Соколообразные - Falconiformes, семейства Скопиные- Pandionidae, которая охотится преимущественно на рыб и другую водную живность.

Однако, в некоторых славянских языках слово «скопа», с точностью до современного произношения в этом языке, - шире и означает просто сокола. Так, по-сербско-хорватски «скоплье» - сокол, по-македонски сокол – «скопье». Столица Македонии (населенной македонцами, принадлежащим к западно-славянской семье народов), как известно, - город Скопье (Skopje) (Сокол) !

Известно, что в эпоху язычества сокол был солнечным символом-тотемом у многих народов. И у славянских племен сокол был одним из древнейших и популярнейших тотемов, причем традиция сохранилась даже до христианского времени. Так, на знаменитых серебряных деньгах князя Ярослава Мудрого - выбиты условно-символические контуры сокола в атакующем полете [7]. И отнюдь не случайно «Слово о полку Игореве» многократно называет соколами князя Игоря и его русских воинов: «О, далече заиде сокол, птиц бия, к морю…» [10]. В «Задонщине» Софония Рязанца соколы, кречеты, ястребы - олицетворяют ратников Дмитрия Донского: «Ужо бо те соколе и кречеты, белозерскыя ястребы борзо за Дон перелетели и ударилися о многие стада гусиные и лебединые» [5]. Некоторые ученые вслед за С.А.Гедеоновым в изображении другого славянского символа - трезубца, взятого ныне за государственный символ незалежной Украины, видят символическое изображение сокола [2].

А если копнуть еще, то из сравнения славянских и сравнительно родственных им некоторых балтийских языков (в частности, литовского) следует, что слово «копать» значило первоначально «колоть», «резать» «щепить»; от этого же корня происходит название соответствующего колющего оружия ударного действия - копье. Лишь позднее «копать» стало означать в русском языке «рыхлить землю» (но даже в этом сохраняется что-то от «колоть, резать» - верно?).

Птица отряда соколообразных скопа (ср. также скоплье, скопье, скопа, копчик), наносящая в атаке молниеносный удар подобно копью, очевидно, именно за эту манеру и получила свое древне-славянское имя; то-есть скопа и копье - слова однокоренные и очень древние, славянские.

 

5. Первые свидетельства о городе Скопине и в честь кого он назван.

К какому же времени относится самое раннее упоминание о городе Скопине? Первое из найденных историками официальное упоминание зафиксировано в платежных книгах Ряжска по Пехлецкому стану, составленных в 1594-1597 гг.:

«В Пехлецком же стану вотчинные земли... за боярином за Олександром да за ево братом за Васильем Никитичи Романова - городок Скопин на речке на Вёрде» [см. 8, 11, 12].

Следуя этой записи, 1597 год принят сейчас за формальную дату основания города Скопина.

Принципиально о том же упоминает в своей книге еще и И.А.Алексеев [1]:

"До низведения Василия Ивановича Шуйскаго, Острожок принадлежал боярамъ Александру и Василию Никитичамъ Романовымъ; после, когда эти бояре были умерщвлены по повелению Годунова, Острожокъ перешел къ брату ихъ, Ивану, а после смерти Ивана, к сыну его, Никите Ивановичу Романову."

Таким образом, известно, что Скопин и его окрестности в свое время принадлежали роду будущих царей Романовых - последней царской династии России...

Возвращаясь, тем не менее, ко времени первого упоминания о Скопине:

В Новгородской Первой летописи в «Списке русских городов дальних и ближних» (создание которого датируется историком М.Н.Тихомировым 1387-1392 годами) среди 30 Рязанских городов упоминается и город Ломихвост. По М.Н.Тихомирову [13]:

«Рязанские города названы в таком порядке: Рязань Старая на Оце, новый городок Олгов на усть Проне, Пронеск, Торческ, Воино, Шилов, Старый Лвов, Глебов, Зареческ, Переяславль на Трубеже, Михаилов, Перевитеск, Шипино, Ростиславль, Венев, Тешилов, Крилатеск, Неринеск, Кулатеск, Рославль Польскыи, Свинеск, Новгородок на Осетре, Бобруеск, Дубечин, на Плаве Микитин, Вердерев, Ломихвост, в верх Дону Дубок, Корнике, Урюпеск

Тихомиров оставил город Ломихвост не локализованным на карте Рязанщины, однако, В.А.Соболев, В.Н.Егоров и А.Ф.Крылов [11] полагают, что под Ломихвостом в «Списке городов Русских» имеется в виду город Скопин! В самом деле, поскольку Ломихвост упоминается сразу вслед за Вердеревым (который Тихомиров локализовал на месте с.Вердерево), можно думать, что территориально положение Ломихвоста по крайней мере близко к расположению современного города Скопина (старинное село Вердерево расположено в 10 км от г. Скопина). Кроме того, известно, что диалектно ломихвостом называли скопу (при атаке на рыбу над водой скопа резко тормозит хвостом, поджимая его подобно закрылкам самолета, при этом визуально ее хвост ломается). Таким образом, можно полагать, что летописец XIV века, запамятовав название Скопин (трудноватое и для современных россиян, обычно делающих неверное ударение на I слоге), называет его тождественным по смыслу «Ломихвостом»!

Эта замечательная ошибка лексико-графического обозначения, сохраняющая тем не менее семантическое значение названия, в свою очередь неопровержимо свидетельствует, что в сознании летописца XIV века название нашего города ассоциировалось именно с птицей, соколом-скопой, а не со скопом людей, скопом селений, неким неизвестным нам Скопиным, скопцами и т.п. Это служит ясным свидетельством в пользу того, что сокол-скопа уже в XIV веке присутствовал в названии города. Таким образом, указанное рассуждение является историко-этимологическим доказательством того, что город Скопин назван именно в честь сокола-скопы.

Исторический Герб г.Скопина, 
утвержденный императрицей Екатериной Великой в 1779 году. 
На нижнем поле - птица скопа, здесь ее так изобразил придворный 
художник XVIII века

То, что название "Скопин" связано именно с птицей скопой, а вовсе не с князьями Скопиными-Шуйскими или кем-то или чем-то иным с корнем "скоп", свидетельствует и герб 1779 года нашего города. В описании герба (а оно всегда прилагалось к гербу) сказано, дословно:
"В 1-й части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского: серебряный меч и ножны, положенные накрест; над ними зеленая шапка, какова на князе в наместническом гербе. Во 2-й части щита, в голубом поле, летящая птица скопа, означающая имя сего города".

Аналогично пишет и бесспорный авторитет П.П.фон-Винклер в 1899 г. : "Скопа - на гербе Скопина".
Однако всмотритесь, ведь там изображена водоплавающая птица вроде цапли, а вовсе не хищный сокол-скопа! Как это можно объяснить? -
У меня возникло предположение на этот счет. (Оно изложено на сопредельной страничке).
Но оно не меняет сути этого дела: именно сокол-скопа - изначальный символ, который лежит в основе названия нашего города и его герба.

Официальное описание герба города 1779 года [14], эксперт в области геральдики П.П.фон Винклер в 1899 году [14] и историограф города И.А.Алексеев в 1868 году [1] свидетельствуют об этом недвусмысленно.

 

6. Опять тотемы, геральдика и история народов в символах и топонимах.

 

Таким образом, мы подошли к XIV веку, как ко времени, когда  город Скопин («Ломихвост») уже существовал. Время это было исторически весьма близкое языческой эпохе, к эпохе тотемов; в Европе в это время была создана средневековая наука геральдика о правилах составления гербов и флагов; и еще совсем недавно, по современному киргизскому преданию, Чингиз-хан лично присваивал символы-тамги (тотемы!) и ураны (боевые кличи) некоторым родовым кланам своей орды [4]. При зыбкости границ и мобильности военных отрядов для мгновенного опознавания «свой-чужой» в это время был нужен яркий и понятный знак или символ принадлежности. Наиболее подходящим для этой цели был древний родовой тотем, поскольку тут уж и изобретать нового ничего было не нужно! Ибо сознание средневекового человека, фигурально говоря, было готово к этому или даже точнее - оно вращалось в кругу тотемных понятий и образов.

Так что очень вероятно, что сокол-скопа являлся таким родовым знаком и в средние века, будучи тотемом-покровителем предков, осевших в Скопинских окрестностях в седой древности. Старинная легенда и упомянутый обычай почитания Прощониного (или даже - «Прощёного»(!)) колодца многими поколениями скопинцев довольно прозрачно свидетельствуют об этом. Поэтому и город свой наши пращуры назвали по древнему  родовому божеству - Скопе.


Сосуд, скопинская керамика

Может быть и популярная тема птицы вовсе не случайна в старинной Скопинской керамике и имеет тотемное происхождение?


В литературе встречается мнение, что город Скопин изначально назывался «Острожок» и лишь позднее был переименован в «Скопин». Это мнение восходит к И.А.Алексееву, который считал, что «Острожок» был переименовани в «Скопин» самими жителями под влиянием легенды о разбойниках и скопе. Вот соответствующее место у И.А.Алексеева [1] ( I отд., стр. 20): «Изъ местныхъ преданий, запечатленныхъ давностию времени, явствуетъ, что въ окрестностяхъ Острожка обитала птица скопа. Она вила гнездо на вершине исполинскаго дуба, и имела такую громадную силу, что однимъ взмахомъ крыла убивала человека и пила его дымящую кровь. Имя скопы производило въ сердце ужасъ; настроенное воображение создавало изъ нея какое-то грозное языческое божество, что самое и лишило Острожокъ своего имени, вместо которого онъ сталъ называться Скопиномъ. Это произошло въ царствование Алексея Михайловича».

Однако, мнение о переименовании "Острожка" в "Скопин" вряд ли можно признать основательным по следующим причинам: во-первых, название «Ломихвост» датируется концом XIV века, название "Скопин" зафиксировано в 1594-1597 гг. (явно до царя Алексея Михайловича!), и название «Острожок» древнее их быть никак не может (ибо это древнейшие письменные свидетельства о существовании города); во-вторых, острожков, т.е. небольших опорных крепостей, в Большой засечной черте, в которую когда-то входил наш город, было много, и Скопин был лишь одним из них, так что «Острожок» - название слишком неопределяющее, недискриминирующее, чтобы быть именем собственным. Название «Острожок» вероятно существовало как сугубо местное среди жителей окрестных деревень для обозначения крепости-укрытия, а позднее просто центра местного масштаба. Мы и поныне, собираясь в центр города, часто говорим: «Пойду (поеду) в город». Но на этом основании никто же не станет утверждать, что город Скопин называется «Город»???

Таким образом, «Скопин», очевидно, было изначальным, древним именем нашего города.

В завершение процитирую философа, этнографа и писателя В. Н. Демина [3]:

«История тотемов - и русских, и мировых - это неисчерпаемый кладезь знаний о далеком прошлом, охватывающем отрезок времени, несоизмеримый с письменной историей. В учебниках и научных книгах обычно описывается история, которая занимает примерно 5 тысяч лет. «Тотемная история» неизмеримо богаче и шире: 40 тысяч лет существования человечества, - это 1200 поколений. Так, не будем обеднять собственную историю! Тем более, что тотемное прошлое не исчезло бесследно и по-прежнему живет в настоящем: в современных символах, обрядах, традициях, во многих современных фамилиях, названиях рек и озер, древних городов, селений и просто заповедных мест».


К счастью, Прощеный колодец жив и поныне.
И как сотни лет назад из него бежит чистая ключевая вода.
И до сих пор скопинцы приходят к нему, чтобы набрать его животворной воды.

 

7. Следствия из тотемной гипотезы названия города Скопина.

 

Какие же следствия можно сделать из предположения о том, что город Скопин назван по тотемной птице соколу-скопе?

Во-первых, если гипотеза верна, то город Скопин был основан не в XIV и тем более не в XVI веке, как ныне считается, а в незапамятную языческую эпоху.

Во-вторых, основан Скопин был племенем славян, ибо именно у них тотем сокола был особенно почитаем, и, кроме того, чуть архаичное в современном русском языке слово скопа имеет древнеславянский корень (сравним с македонской столицей городом Скопье (сокол), прозвищами Скопа в роде князей Шуйских, тотемом сокола рода Рюриковичей, родство со словом копать – в почти утраченном в современном русском языке смысле «колоть»).

В-третьих, нужно обратить внимание на археологические находки, мотивы местных узоров, орнаментов, оберегов и среди них искать символические изображения скопы.

В-четвертых, (но не по значимости) - может быть то, что скопинцы так славно проявили себя в годы Великой Отечественной войны и выдвинули из 26518 воевавших 30 Героев Советского Союза и 6 Полных кавалеров ордена Славы (в удельном отношении, вероятно, это наивысший показатель на всей территории страны), - отнюдь не случайно, и отважный сокол-скопа в годину испытаний нам все еще покровительствует?


Скопин- город ГЕРОЕВ! Предмет особой гордости местных жителей!

 

Цитированная литература:

1. И.А.Алексеев. «Историческое, статистическое и современное значение города Скопина». Скопин, 1868 г., типография А.И.Яцко.

2. В.Н.Демин «Тайны русского народа: В поисках истоков Руси». М. Вече 1997 г. [см. http://www.libereya.ru/biblus/demin/ или http://lib.ru/DEMIN/]

3. В.Н.Демин «Страна Лебедия – где она?» [http://bormar.narod.ru/lebedia.htm]

4. С.Егоров «Европейская Геральдика» [http://www.s-egorov.ru/evropeyskaya.html]

5. "Задонщина" http://www.literatura1.narod.ru/zadonsina.html

6. М.Макаров «Заметки о землях рязанских»,  Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1846. № 1.Отд. 4. с. 25.

7. О.М.Рапов «Знаки Рюриковичей и символ сокола»- Советская археология, 1968, №3.

8. Сайт Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. А.М.Горького о городе Скопине [http://library.ryazan.su/modules.php?name=News1&tmpl_file1=gorod4.html

9. Сайт старинного города Мышкин Ярославской области [см. http://www.myshkin.ru:8101/frameset.htm ]

10. Сайт Библиотека классической русской исторической литературы, в частности, есть оригинальный текст и переводы "Слова о полку Игореве". http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

11. В.А.Соболев, В.Н.Егоров и А.Ф.Крылов "Скопин. Историко-краеведческие очерки о городе Скопине и населенных пунктах Скопинского района". ТОО "Книга", г. Скопин 1996 г.

12. В.Сушицкий «Скопин. Краткое историческое исследование», Издание Скопинского отдела народного образования, Рязань, государственная типография, 1921 г.

13. М.Н.Тихомиров, «Список русских городов дальних и ближних» Исторические записки.- М., 1952. -Т. 40., с.214-259 [см. http://www.litopys.org.ua/rizne/spysok/spys04.htm] . 

14. П.П. фон Винклер «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи». 1899 г. См. на сайте Ильи Морозова http://heraldry.hobby.ru/

 

Мирослав Телков (октябрь 2004 г.)


.

[На страницу о городе Скопине] - [На главную страницу сайта] - [ГОСТЕВАЯ КНИГА] - [Email автору]

Published: October 2004 г.
Last review: January 25, 2009.
  Все права защищены. Копирование содержания сайта или любой его части - возможно только с разрешения автора.
Copyright Телков М.В. © 2005-

Hosted by uCoz