Страница сайта Телкова М.В. © 2002-
Телков М.В.
О гербах городов Скопин и Сапожок Рязанской области, их символизме и значении - и в прошлом, и ныне, и во веки веков...
(Опыт исторической реконструкции).
Вот два герба города Скопина: слева - 1779 года, справа - 1997 года.
Скопин. Описание герба, принятое одновременно с ним в 1779 г.: "В 1-й части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского: серебряный меч и ножны, положенные накрест; над ними зеленая шапка, какова на князе в наместническом гербе. Во 2-й части щита, в голубом поле, летящая птица скопа, означающая имя сего города". Видим, что в описании герба города Скопина, принятом в 1779 г., сказано, что на гербе города изображена птица скопа, которая "означает имя сего города". - Странная формулировка, - не объясняющая выбор символа на гербе города. Автор сайта (Телков М.В.) сделал предположение, что название города происходит не просто от птицы скопы (с чего бы вдруг?), но от древнего тотема сокола-скопы, - звёздного покровителя, языческого божества, которому поклонялись наши славянские пращуры, осевшие в этих местах в незапамятные языческие времена. По этой причине этот символ и перекочевал как в название города, так и на официальный его герб.
Если так (а это несомненно так), то истоки города Скопина лежат в седой языческой древности, а не в конце XVI века, как считается ныне. Кроме того, это свидетельствует о славянских корнях города, поскольку и само слово СКОПА, и символ - СОКОЛ - древнего славянского корня/происхождения.
Гипотеза о происхождении названия города Скопина от тотема скопы
изложена и обосновывается на сопредельной web-страничке https://telkov-mv.narod.ru/skopin-totem-nazvaniye.html.На современном гербе города Скопина (справа) изображена птица скопа, научно называемая Pandion haliaetus Linnaeus, из отряда Соколообразные - Falconiformes, семейства Скопиные - Pandionidae; скопа охотится преимущественно на рыб и другую водную живность.
Однако, на историческом гербе 1779 года (слева) - изображена водоплавающая птица вроде цапли, а вовсе не сокол-скопа...
- И это странно. - Почему так? Может быть скопа была редкой птицей уже и в конце XVIII века? И художник, не видя скопу ни в жизни, ни на рисунках, ТАК представил птицу, которая, как он слышал, охотится на рыб?
- Хм, может быть, может быть... - Смолоду воспитанный "верить в человечество", поначалу я так и думал: мол, ну ошибся малый, а дело принимали второпях (в 1779 году утвердили гербы большинства русских городов), вот и нарисовали цаплю вместо скопы...
"Ну с кем не быват, понимашь", - как говорил известный вечно пьяный персонаж (тот самый, который сделав блестящую партийно-коммунистическую карьеру, и вылезши на самый верх партийного Олимпа, скинул партийный билет, с шайкой таких же негодяев расчленил СССР, а затем в конгрессе США провозгласил: "God bless America" - "Боже, благослови Америку")...
А другой ловкач с говорящей фамилией (тот самый, что продал США ВСЕ запасы нашего оружейного урана, причём для государства в 1000 раз дешевле его стоимости на рынке), услужливо подсказал в тиши заготовленную и стократ-подхваченную фразу: "Хотели как лучше, а получилось как всегда..."
- На это, впрочем, уже ответили: "Так для кого хотели - "как лучше"? - может с ним как раз как хотели - всё и получилось? А других (просторылых) - вы в расчёт не брали же!?"
- И с некоторых пор, не теряя веру в человечество полностью, я больше верю не в простоту и глупость, а в преднамеренную подлость...
Захотелось мне покопаться в этом вопросе поглубже.
И стал я у других русских городов рассматривать гербы, которые были принимаемы в это же время...
И тут обнаружил, что в описании герба 1779 года другого Рязанского города - Сапожка, - написано, что в нижнем поле изображен сидящий ястреб, ибо "в окружности сего города никаких других птиц, кроме ястребов, нет"...
- Интересно, подумал я. Что за город такой, что из птиц в округе лишь ястребы. Полноте, тут что-то не то. - Тут что-то скрывают! Но что???
Взглянем на принятые в 1779 году гербы Сапожка и Скопина внимательней (исторические изображения скопированы с сайта Ильи Морозова http://heraldry.hobby.ru):
Сапожок. Утвержден 29 марта 1779 г. Описание герба: "В 1-й части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского: серебряный меч и ножны, положенные накрест, над ними зеленая шапка, какова на князе в наместническом гербе. Во 2-й части - в голубом поле сидящий ястреб; внесение оного в герб подало причину того, что в окружности сего города никаких других птиц, кроме ястребов, нет" .
Скопин. Утвержден 29 марта 1779 г. Описание герба: "В 1-й части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского: серебряный меч и ножны, положенные накрест; над ними зеленая шапка, какова на князе в наместническом гербе. Во 2-й части щита, в голубом поле, летящая птица скопа, означающая имя сего города" .
И увидим, что на историческом гербе Скопина ВМЕСТО СКОПЫ избражена ЦАПЛЯ, а на историческом гербе Сапожка ВМЕСТО ЯСТРЕБА изображена ... - ГОРЛИЦА (дикий голубь).
-"Что за дьявол, не к ночи будь помянут", - подумал я, - "Неужели художник и ястреба никогда не видел?" Или пил он без просыпа (как станут убеждать меня истовые "демократы", "природные воспитатели" народа русского, "невдалого да неразумного".
- И чиновники пили без просыпа (государственную комиссию по созданию гербов возглавлял нимало как действительный статский советник Волков)
и просвещенная императрица Екатерина Великая, лично утверждавшая сии гербы и переписывавшаяся с Вольтером - тоже пила без просыпа?"
- "Пила-пила, - и по-черному, - в этой стране и сейчас все пьют и всегда пили; а Екатерина II даже ничего лучшего не нашла, как послать в подарок просветителю Вольтеру русскую водку", - хором гласят "демократы"...
- "Хм - да она же была немка, как это возможно?"
- "В этой стране всё возможно", - "В этой стране все спиваются", - опять хором гласят "демократы".
- "Ну, да", - отвечаю, я -" и многие скурвливаются, особенно в последнее время. - Извиняюсь за непарламентское, но вполне думское выражение"...
И тут пришла мне в голову мысль, простая как сама истина:
Да ведь нарочно придворный художник в 1779 г. на гербах Скопина и Сапожка вместо положенных скопы и ястреба (которые имеют тотемное происхождение, и наверняка когда-то развевались на боевых знамёнах дружин из этих городов), изобразил цапельку и гуленьку!
- Поглумился прыщь?
- Бог весть! - Но ясно, что не желала власть, чтобы русские люди помнили о своих славных временах и победах, о чем напоминали бы им их древние боевые символы, и они инстинктивно подражали бы им в своём поведении!
- "Нинада, вот этава, нинада, нинада", - гнусавит власть, -"Курица - ваша птица, - цапли вы и гуленьки серенькие. А царской птице быть на царском лишь знамени!"
- "Ну, да", - отвечаю им я, - "а одежду желтого цвета носить может лишь император, солнцу подобный!"
- Так и решил я для себя вопрос о том, почему на гербах старинных русских городов Скопина и Сапожка, следуя мудрым пращурам, должны быть изображены могущественные сакральные символы, тотемы-соколы. (Несомненно, что когда-то они развевались на боевых знамёнах и предки наши подражали им в своем поведении: их высокому полету, гордости и отваге. - Не случайно и поныне бойцы любят украшать себя изображениями орлов, волков, львов.
Как известно, и Скопин, и Сапожок в свое время входили в Засечную черту - и были опорными крепостями, в течение веков заслонявшими Русь от Степи... Так что соколы - не случайно, а по боевому прошлому должны находиться на гербах этих городов!
Кажется мне, что сапожковцы боролись за свой символ, даже убеждали власти, что потому они ястреба на своем гербе хотят видеть, что кроме них других птиц не водится в окрестностях Сапожка (а это был серьезный аргумент, т.к. разрабатывая и принимая гербы в 1779 году, власти часто помещали на символы городов то, чем богата данная местность: дубравами - рисовали дуб на гербе, рыбой - рыбу на герб, сады в округе - яблоню на герб).
Но власть осталась непреклонной: "царскую птицу - на царский вымпел, а вам - гуленьку на герб и довольно. А кто читать умеет и до описания герба доберется - тот уж пусть знает, что это на самом деле ястреб...
- Гербы принимали в 1779-м году, вскоре после крестьянского восстания Пугачёва 1773-1775 годов, и напоминать народу о его могучих древних и вольных символах - царским чиновникам было "не с руки"... Помните у Пушкина: "Не дай Бог видеть русский бунт бессмысленный (?!) и беспощадный". (Ну "бессмыслкенный" бунт - он только сугубо с точки зрения крепостника-помещика, конечно, а если бы катались на нём самом и так то - у него была бы иная точка зрения - и без всякого сомнения).
- Такова моя реконструкция ситуации с истрическими гербами Скопина и Сапожка.
Указанное действие властей органично укладывается в одну линию с ужесточением крепостного права, произведенном при "просвещенной" императрице-немке, прозванной Екатериной Великой... её приспешниками.
Так-то, други мои, ястребки да соколы, - уже с давних пор пригасить нашу гордость пытались, припрятать наши древние сакральные святыни, и вместо них ввернуть в наши души смирение и покорность.
- Нищебродами и рабами править гораздо удобнее и легче, чем здравым, гордым и уверенным в своем предназначении народом... И ведь такому народу надо и самому соответствовать, верно? - А не глупить, по-глупому? И нагибать такой народ не очень-то выйдет. А потому и выходит, что власти народ надо всяко "гасить"...
И в продолжение темы - курная изба. Курная она потому, что дым из печки идёт не в трубу, которой нет, а в дом - "для тепла"; стены такой избы изнутри - на палец - в копоти; в такой избе даже насекомые не выживают - бегут, а людям - людям приходилось...
Согласно писателю Н. Лескову, это распространенное жилище сельского населения Средней России при царском режиме. Некоторые поцриотеры, согласно Н. Лескову, даже уверяли в особой гигиеничности и гениальности такого народного жилища - типа насекошки не живут в нем (но сами-то они были, разумеется, помещики и жили вовсе не в подобных хлевах (а "хлев", кто не знает, - это жильё для скота).
Именно эта избушка на фото - крестьянки Анисьи Ивановны Репиной из с. Сысоево, Дмитровского уезда Московской губернии, построена она её отцом Иваном Репиным в 1882 г.; привезена в 1930-х годах и хранится в Дмитровском музее, как пример типового крестьянского дома в Дмитровском уезде Московской губернии. Размеры сруба: 3,5х3,5х2,0 м (высота), соломенная крыша, земляной пол, тощие брёвнышки, три окошка - из них одно - для выпускания дыма, из мебели - печка без трубы, стол да лавки по стенам...
Подумайте - в этой конуре несколько поколений (!!!), с 1882 года по 1930-е, жила крестьянская семья, с детьми! - Вот такая была "щасливая жизнь" "русскаго народа" при царях-батюшкЯх и царицах-матюшкЯх!
Кроме нищеты, они ещё и держали народ в неграмотности, не допуская "кухаркиных и крестьянских детей" до учёбы...
Цари выяснили, что чем выше образованность у народа, тем больше он "бунтует".
Соответствующую "записку", с данными о такой корреляции, наверх подавал, например, известный нам любитель-филолог Владимир Даль, который по должности был - чиновником по поручениям и занимался вопросами подготовки "реформы 1861 года" (по "освобождению" крестьян от крепостного права, "царем-Освободителем" Александром II, - но с погружением их в долговую кабалу на десятки лет - для выкупа ими - их же земли, отнятой рэкетирами-князьями с их дворянскими шайками (если называть вещи своими именами) за несколько сотен лет до этого).
См., например, известную историю о заложении города Ярославля и обложении данью местного населения Киевским князем Ярославом Мудрым, явившимся туда со своей "дружиной", - и это типичный случай захвата территории и закабаления местного населения. Абсолютно так же покоряли Киевские князья и наших предков вятичей, живших в нынешних Московской, Рязанской, Владимирской, Тульской областях, - историкам известно о походах на них князей Святослава Древнего, Владимира Святого и их потомков...А просто так отдать или передать крестьянам их землю от помещиков при освобождении от крепостного права в 1861 году было - ну никак не возможно! - ("Денег на это не было").
- Им её продали по коммерческой стоимости! Если совсем точно - сделали хитрее - дали кредит (= то есть де факто надели экономическую удавку, привязав крестьян к той же земле, только чуть иначе).
Некоторая часть крестьян, освободившись, ушла в город и стала пролетариями, жизнь которых тогда вряд ли была сильно лучше. А бОльшая часть крестьян, оставшись на своей земле, более 50 лет, до войны 1914 года, регулярно выплачивали деньги ЗА СВОЮ землю "Крестьянскому" государственному банку, в итоге выплатив в 2,5 раза больше её коммерческой стоимости в 1861 году... Вот так!
- Ловко же цари провернули это дело, верно? - У них были и свои и иностранные советчики, несомненно, поскольку план действительно дьявольски хитрый. Сами цари не допёрли бы - это наверняка.
Надо сказать, цари прекрасно понимали, что народу предлагают в 1861 году вовсе не освобождение, а выкуп или даже просто новый вид удавки - кредит, долговую кабалу - поэтому зачитать манифест 1861 года «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» чиновникам дать не решились, опасаясь крестьянских бунтов, а это дело поручили сельским священникам.
Впрочем, крепостники-помещики так привыкли кататься на крепостных, что и за это возненавидели Александра II (хотя государство сразу выплатило им цену взятой у них крестьянской земли по её коммерческой стоимости! - На ЭТО ДЕНЕГ ГОСУДАРСТВУ ХВАТИЛО! - "Рука руку мыя" - цари отлично знали, на кого они опираются и ссориться с д(вор)яными НЕ ХОТЕЛИ).
Вот такая наша история.
Стоит знать, что почти 300 лет (!), до 1917 года, правили Россией чужеземцы - цари-"помазанники" Гольштейн-Готторф-"Романовы", у которых от Романовых был "хрен да маленько", а от Гольштейн-Готторфов - Гогенцоллерны и иная "иностранная валюта" вплоть до предков шведского Карла XII и немецких королей Великобритании (правящей там и поныне т.н. Ганноверской династии). Как известно, Пётр III - был при своем рождении Karl Peter Ulrich von Schleswig-Holstein-Gottorf, а его супруга, быстренько покончившая с ним, Екатерина II - Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg.
Все они очень подражали Петру I-му, напрочь соблазнённому или возможно подменённому Европою - настолько он изменился в его "Великом посольстве" — путешествии правителя Русского царства в Европу в 1697—1698 годах. О подмене царя Пётры есть устойчивые исторические слухи (сплетни?). Так или иначе, но превратили они "Российскую империю" де-факто в КОЛОНИЮ Западной Европы... И материальные ресурсы страны цари и их слуги верные 300 лет потоком отгоняли в Западную Европу, да тратили на свои дворцы и наряды! Причем - чуждого России иностранного образца, часто и привезённые оттуда же, и купленные за крестьянскую пшеничку, вовсе не лишнюю и для самих наших крестьян. - Помните у А. С. Пушкина в "Евгении Онегине": "...Изображу ль в картине верной/ Уединенный кабинет,/ Где мод воспитанник примерный/ Одет, раздет и вновь одет?/ Всё, чем для прихоти обильной/ Торгует Лондон щепетильный/ И по Балтическим волнам/ За лес и сало возит нам/, Всё, что в Париже вкус голодный,/ Полезный промысел избрав,/ Изобретает для забав,/ Для роскоши, для неги модной, — Всё украшало кабинет/ Философа в осьмнадцать лет."
И после Пушкинского описания кабинета "философа в осьмнадцать лет", "катавшегося" на на сотнях крепостных крестьян, обеспечивавших ему вольготную его Обломовщину, - рассмотрите курную избу, в которых приходилось жить - русским крестьянам! Посмотрите для сравнения и на царские дворцы "помазанников"!
А картина с крестьянским пареньком в дырявых обносках называется "У дверей школы" художника Богданова-Бельского, 1897 года, который сам прошел аналогичный путь. Это иллюстрация счастливой жизни русского народа в царской России, запечатлённая современником. У Богданова-Бельского есть немало и других аналогичных картин - посмотрите в интернете!
А ниже - вид на каскад фонтанов у Большого Петергофского дворца (там есть ещё пара дворцов - поменьше, но не менее великолепных). Некоторые "патриоты" уверяют, что Петергоф круче Версаля. А что ж - может и так! Во всяком случае, до разграбления его немецкими оккупационными войсками в 1941-1944 гг., вероятно и правда, был круче!
- Во время оккупации немцы много всего накрали... Из близкого к Петергофу Царского села - "янтарную комнату" - как наиболее известный пример.
- А кто же загонял русский народ в курные "избы на курьих ножках", кто драл с него три шкуры податями да налогами, кто пригнул его в ярмо крепостного рабства и торговал оптом и в розницу как скотом?!- Не Екатерина ли да Пётра "Великие", с приспешниками своими - "верными дворянЫми"? А ведь сами-то оне жили-не-тужили в многих ДЕСЯТКАХ дворцов, фараоновской роскоши, с полами из драгоценных пород дерева, стенами, отделанными итальянским мрамором, мебелью от лучших краснодеревщиков, золотой и серебряной посудой, часами, оружием, вазами, картинами и статуями от лучших мастеров, художников и скульпторов мира! - Гляньте в Москве: Кремль, Царицыно, Измайлово, Лефортовский дворец, Екатерининский двореец, гляньте в Питере и рядом с ним: Зимний, Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск, Стрельна, Михайловский замок, "дворец Кшесинской" (где неженатый ещё Николаша II Гольштейн-Готторф-"Романов" "встречался" с примой-балериной Кшесинской и потом одарил её им в благодарность за услуги), гляньте на царские дворцы на Юге: Ливадия, Фарос, Массандра, Новый Афон, и - вишенки на торте - т.н. "путевые дворцы" - по дороге Москва-Петербург (Петровский, т.н. "подъездной" дворец в Москве, у нынешнего м. Динамо, где в советские времена располагалась целая военная академия), путевые дворцы в Твери и Торжке - для комфортных остановок царского семейства с приближёнными по пути следования из столицы в столицу, и мн. другие их "дворцы-услады" как в России так и за рубежом (в Дании, Франции), для строительства которых приглашались лучшие архитекторы, а для обслуживания использовались многие сотни лакеев, слуг, садовников, инженеров, и которые охраняли полки войск, жандармов и полиции... Вот на что тратились ресурсы страны! Полагаю, что это было даже не ненасытное чувство царей к новой роскоши или видам разврата (после Елизаветы с ее нарядами и Екатерины с её плотскими утехами, цари как-то "попривяли и утихомирились" лично), а тонкая политика, исподволь навязанная им Западом по обескровливанию нашей страны и перемалыванию её ресурсов.
Подумайте - для чего одной семье - Гольштейн-Готторф-"Романовых" - столько дворцов фантастической роскоши?! - И ради этого вгонять подданных в такую убогую позорную ни-ще-ту (см. курная изба и картины художников-современников с картинами народной жизни)? - Впору спросить: а цари и их подручники, были ли они вообще ... "христианы"? - Ну, с моралью: "возлюби ближнего своего", "подставь свою левую щёку, если тя ударили по правой" и др. душеспасительные манеры поведения? Или их подданные людьми не были? - Или это - "для людей"?
А как они одевались! - Дочь царя Пётры "Великого" императрица Елизавета дважды не одевала одно и то же платье!- Якоб Штелин, воспитатель великого князя Петра Фёдоровича (урожденного как Karl Peter Ulrich von Schleswig-Holstein-Gottorf, впоследствии Пётр III, ставший императором Всероссийским вслед за Елизаветой Петровной) писал, что после смерти императрицы Елизаветы в её гардеробе нашли 15 тысяч (!) платьев, некоторые из них были надеты один раз, некоторые так и провисели не ношенными. Штелин подробно описывает сокровища уборной: два сундука шёлковых чулок и лент, несколько тысяч пар башмаков и туфель, сотни кусков французских тканей. А ещё при жизни Елизаветы Петровны во время пожара в Москве у неё сгорело 4 тыс. платьев... Значит всего их было у неё близко к 20 тысячам (на ~ 50 лет жизни, если одевать по одному платью в день, и их всё шили, и шили, и шили!)! - Примерно так же одевались и иные "цары и царицы русския, императоры всеРоссийские"! - И задачей российских послов на Западе была не только политика (а может и не столько), но - скупка самых модных платьев, украшений и предметов роскоши - царям-батЮшкам и царицам-матЮшкам! А вы говорите о быстром развитии России при царях! - Вот на что шли ресурсы страны!
("Фылософов в осьмнадцать лет" - вспомним их содержательные занятия, по "Евгеию Онегину", Пушкина: "одет, раздет и вновь одет", и вот это: "Он по французски совершенно/ Мог изъясняться и писал,/ Легко мазурку танцевал/ И кланяться мог совершенно./ - Чего ж вам боле?/ - Свет решил, что он умён и очень мил" (с) - прямо не жизнь, а вечный праздник!)... - И ради содержания этой паразитической пены наших предков - крестьян (а крестьян тогда было 85% - 90% населения России) - обдирали до костей!
- И поэтому утрите сопли при взвизгах о Великой, процветающей и развивающейся невиданными темпами России при царях-батюшкЯх и царицах-матюшкЯх! - "Цари-батЮшки" и "царицы-матЮшки" были худшими кровопивушками для народа! А царская Россия была тюрьмой, и в первую очередь для русского народа! Причём особая пОгань в том, что эта царская тюрьма работала как насос, - отсасывая ресурсы страны на обогащение Запада, колонией которого она была.
- Почитайте Н. Лескова, Н. Некрасова, М. Горького и иных русских классиков, посмотрите полотна художников-передвижников Перова, Репина, Саврасова, Левитана, Богданова-Бельского, чтоб наглядно представить себе жизнь простого народа при царях-батюшкЯх и тот гнёт, физический и духовный, который изобретательно налагали на него "цари-помазанники" и их "слуги верные, д(во)ряни-примерные".
Кто-то из мудрых сказал: "Власть развращает, - а абсолютная власть развращает абсолютно". - Поэтому к 1917 году эта пена с прихлебателями выродилась абсолютно. Правда, перед этим они послали миллионы своих подданных на бездарно проигранные войны - и миллионы погибли...
Надо сказать, что примерно так же "вольготно" как в России, жили простые люди и в Европе, - автор сайта в 2000 году видел музейную комнату с воссозданной обстановкой крестьянского дома - в историческом музее г. Абериствиз, Уэлс, Великобритания: это был каменный квадрат без внутренних перегородок ("студия") ~ 4х4 м, с парой окон и с fireplace в центре (что часто у нас переводят как "камин", - но это именно "место огня"), который представлял собой железный лист ~ 1х1 м на земляном полу, на котором разводили костёр для обогрева дома и готовки пищи - в казане на треноге... А по стенам - лавки да утварь, топоры, молотки и косы. Причем один из посетителей этого музея, лет 70, бывший там с подругой соответствующего возраста, сказал автору сайта, что сам в детстве жил в таком доме....
А в "Северном музее" - Nordic Museum (в котором один из его основателей в начале XX века постарался отразить стремительно уходящий в прошлое быт своих предков), в Стокгольме, Швеция, автор этого сайта в 1992-м году видел крестьянские кровати/постели, сделанные из досок - наподобие корыт, изнутри выложенные соломкой (о постельном белье не было и речи)... Обувь (сабо) выдалбливали из дерева... (По сравнению с ними русские лапти удобнее и легче, хотя - тоже не фунт изюму, особенно по дождю и грязи).
Вот так!
И несмотря на всё это, - предки наши настолько сильны были своим внутренним строем, что и в этих условиях оставались людьми и хранили верность своим традициям и символам, завещанным предками! Да тот же Владимир Даль, помимо " Словаря Великорусскаго языка" оставил нам собрание: "Пословицы и поговорки русскаго народа" - с 30 тыс. (!) мудрейших и метких речений, пословиц, поговорок, правил, - кладезь вековой мудрости, - читайте их, юные друзья мои, учитесь и следуйте им - в трудный час они помогут! Да и жизнь свою надо строить в согласии с ними, ибо в них - концентрированный, бесценный опыт многих и многих предыдущих поколений!
И недругам на зло и собственной пользы ради, други мои, - не будем же цаплями и гулями, кем нас недоброжелатели с давних пор убеждают сделаться, разумеется - только для своей собственной выгоды!
- Как тут ОТВЕТИТЬ? А так:
Воспрянь же, Русь! Взмахни крылами, Cтряхни проклятых визгунов, Своими лишь ходи путями: Люби друзей, борись с врагами, И СЛАВЬСЯ добрыми делами - ДО ОКОНЧАНИЯ ВЕКОВ!Так взвейтесь же, соколы, - орлами!
Ибо СОКОЛ - доверенный нам могучими предками - наш древний сакральный солнечный символ, и смысл, и способ бытия!
P.S. В качестве маленькой ремарки: мне кажется правильно, что исправлен Скопинский герб: и Екатерининскую цаплю заменили на СКОПУ. ОДНАКО, зря современный художник так вольно убрал и золотое верхнее поле, и меч с ножнами на нём, оставив лишь княжескую шапку... - Гораздо ВЕРНЕЕ было бы в старинном гербе 1779 года ТОЛЬКО ЗАМЕНИТЬ цаплю на СКОПУ в нижней части герба. Это было бы исторически и смыслово правильнее, да и отражало бы точнее героическое прошлое города и ратные подвиги наших дедов!
- "Исторический перекресток"
- На первую страницу "Моя родина - Рязанская Земля
- На вторую страницу "Моя родина - Рязанская Земля"
- На третью страницу "Моя родина - Рязанская Земля" - о городе Скопине Рязанской области
- Гипотеза о происхождении названия города Скопина от тотема скопы
- Страничка о происхождении названия р.Вёрда
ИСТОЧНИКИ:
- Личные наблюдения и встречи.
- И.А.Алексеев. "Историческое, статистическое и современное значение города Скопина". Скопин, 1868 г., типография А.И.Яцко.
- В.Сушицкий "Скопин. Краткое историческое исследование", Издание Скопинского отдела народного образования, Рязань, государственная типография, 1921 г.
- Н.Милонов, А.Сальников "Скопин" Ряз. книж. изд-во, 1960 г.
- В.А.Соболев, В.Н.Егоров, А.Ф.Крылов "Скопин. Историко-краеведческие очерки о городе Скопине и населенных пунктах Скопинского района". ТОО "Книга", г. Скопин 1996 г.
- А.Крылов "Принцесса Греза", изд. "Пресса", Рязань, Скопинская типография, 2000 г.
- Сайт Ильи Морозова со Старинными гербами русских городов и их историческими описаниями: http://heraldry.hobby.ru
- П.П. фон Винклер "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи". 1899 г.
[На главную страницу сайта] - [ГОСТЕВАЯ КНИГА] - [Написать автору]
Published: June 20, 2002.
Last review: October 4, 2024.
Все права защищены. Копирование содержания сайта или любой его части - возможно только с разрешения автора.
Copyright Телков М.В. © 2002 - 2009 - 2024 -Навигация по другим страницам этого сайта:
- Моя малая родина - Рязанская Земля
- Скопин
- АЗМР - автозаводской микрорайон г. Скопина: роль председателя горсовета Телкова В.П.
- Поэма о разорении Рязани в 1237 году
- По Золотому Кольцу России
- На музыкальную страничку с мелодиями в формате MIDI
- Песни героев